Лучшие адвокаты найти или добавить
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Бесплатно после регистрации
Инвертор YelonESS HV6K-1L
Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие нотариусы найти или добавить
Аккумулятор YelonESS LR5000

Архитектура неоклассицизма

30.08.2019 | 20:57 Раздел: Строительство Источник: Meget.ua

Неоклассицизм в архитектуре

Неоклассицизм, архитектура неоклассицизмаНеоклассицизм - эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века.

Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

Употребляется также (как правило, в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в искусстве 2-й половины XVIII- первой трети XIX века, в отличие от классицизма XVII- 1-й половины XVIII вв. Возникновение обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности.

В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английского неоклассицизма. Они ехали туда, чтобы увидеть руины древних сооружений и воспринять подлинный дух античности. Многие английские архитекторы отправлялись также в Грецию, где они изучали древнегреческие постройки, в то время практически неизвестные.

Наиболее ярко Неоклассицизм проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается работами братьев Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в Германии, Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции и Андреяна Захарова в России.

Среди пионеров Неоклассицизма следует назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., а его Малый Трианон в Версале считался самым совершенным примером "аттики" во французской архитектуре. Конечно, нельзя не упомянуть Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции Парижа.

Если во Франции неоклассицизм нашёл своё выражение главным образом в проектах общественных зданий, то в Англии архитекторы строили в этом стиле частные усадьбы и городские дома. Сама их манера отличалась от французской. Во Франции неоклассицизм приобрёл суровые, подчас тяжеловесные формы, в Англии же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными. Особенно знамениты английские неоклассицистические интерьеры: всегда яркие и декоративные, они словно желали понравиться владельцам домов и их гостям.

Важнейшую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграли два мастера - Уильям Чемберс (1723-1796) и Роберт Адам (1728- 1792). Этот стиль нередко называют просто "стилем Адама" в честь его творца. В 1754-1756 гг. Роберт Адам совершил путешествие в Италию и вернулся оттуда страстным поклонником античности. В его творчестве чувствовалось также влияние английского палладианства. Вместе с тем его стиль был очень своеобразным и легко узнаваемым.

"Неоклассика" - термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19-20 вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства.

Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" зстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического, содержания.

В архитектуре выделяются 3 периода: первый (около 1910- середина 1920 гг.), второй (в основном 1930-е гг.) и третий (начавшийся в конце 1950-х гг.). В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля модерн.

В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенно рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.).

В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин. И. В. Жолтовский. В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского модерна (Ф. О. Шехтепь, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьев и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг. развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью.

В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, подчеркнуто огрубленных формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и др.) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии.

Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры 2-й половины 30-х-начала 50-х гг.. а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества.

С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве - Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е гг., арх. Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.

Дворец "Малый Трианон" в Версале

Направо от Большого Версальского канала расположился комплекс Трианон, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или Малый Трианон (Petit Trianon) - подлинный шедевр французского неоклассицизма XVIII века.

В 1761 году мадам де Помпадур подсказывает Людовику XV идею о строительстве дворца во Французском саду. Через два года король решил исполнить просьбу фаворитки. Проект поручается Габриелю Жак Анжу (1698-1782). В 1763 году начинается строительство, а уже в 1768 году торжественно открывают Малый Трианон. Но не суждено было мадам де Помпадур воспользоваться замком - она не дожила 4 года до завершения строительства.

Этот шедевр неоклассической архитектуры является, без сомнения самым совершенным творением Габриеля. Расположенное на квадратной площадке здание опирается на цоколь, над ним высится этаж и аттик, который завершается балюстрадой, скрывающей крышу на итальянский манер. Из-за неровностей рельефа, цокольный уровень виден только со стороны фасада, выходящего в Парадный двор, а также со стороны Храма Амура.

Фасады украшены пилястрами и мощными коринфскими колоннами. Фасады квадратного в плане здания выполнены по одинаковой композиционной схеме. Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо. Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею интимного уюта, достижимого лишь в единении с природой. Мостики через кажущиеся заросшими протоки, павильоны, устроенные на как будто диких островках, деревья, растущие в точно рассчитанном беспорядке, придают ансамблю очарование подлинной романтики.

Людовик XVI подарил Малый Трианон королеве Марии Антуанетте. И со временем Малый Трианон становится ее любимым местом пребывания. Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, - нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы...

В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим... Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.

Трианон - это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных... Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль.

Чтобы развлечь себя и гостей, Мария Антуанетта повелела разбить невдалеке от Трианона Мельничную деревушку в псевдокрестьянском стиле (1779). Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать.

Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Кроме того, королева приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины.

Позже в королевской деревне появились мельница, птичник и молочная ферма (1783-1786). Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии Антуанетты.

Из этих чаше королева в "своей молочной" любила угощать гостей молоком от своих коров. Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь.

Королева Мария Антуанетта находилась под сильным влиянием идеи Жан-Жака Руссо о необходимости возврата к "нетронутой природе". Она изо всех сил старалась научиться собственным трудом обеспечивать хотя бы свою семью сельскохозяйственной продукции ей: ухаживала за коровами, доила и кормила их с королевского стола. Однако революционный народ почему-то расценил ее труды как утонченное издевательство над голодающим Парижем.

Начиная с периода правления Наполеона III, второй этаж полностью посвящается памяти Марии Антуанетты. Постепенно залы заполняются мебелью ее эпохи, которую перевозят из других залов и с мебельного склада в Трианоне для того, чтобы восстановить обстановку, характерную для периода пребывания Королевы в этом маленьком дворце.

Сегодня в стенах замка музей. Живописные полотна во дворце сохранились с периода царствования Людовика XV.В старых покоях Короля, занимающих помещения в аттике, реставрируется обивка, вытканная заново по моделям XVIII века, а также устанавливается мебель, принадлежащая ранее монархам или принцам.

В других залах собраны коллекции XIX века, сохранившиеся в Малом Трианоне. Это, прежде всего мебель, заказанная для Марии Луизы или герцогини Орлеанской, которые в свое время имели возможность насладиться комфортом этого замка, но память об их пребывании в Трианоне несколько стерлась.

Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции

Rss лента статей Просмотров: 6694
image