Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить
Лучшие адвокаты найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию

Закон Украины об основах градостроительства

с изменениями от 20.09.2019 года

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные принципы градостроительной деятельности в Украине и направлен на формирование полноценной жизненной среды, обеспечение при этом охраны окружающего естественного окружения, рационального природопользования и сохранения культурного наследия.

Глава 1 - Общие положения

Статья 1. Градостроительства

Градостроительство (градостроительная деятельность) - это целенаправленная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, объединений граждан по созданию и поддержанию полноценной жизненной среды, которая включает прогнозирование развития населённых пунктов и территорий, планировку, застройку и иное использование территорий, проектирование, строительство объектов градостроительства, сооружение иных объектов, реконструкцию исторических населённых пунктов при сохранении традиционного характера среды, реставрацию и реабилитацию объектов культурного наследия, создание инженерной и транспортной инфраструктуры.

Статья 2. Главные направления градостроительной деятельности

Главными направлениями градостроительной деятельности являются:

  • планирование, застройка и другое использование территорий;
  • разработка и реализация градостроительной документации и инвестиционных программ развития населенных пунктов и территорий;
  • определение территорий, выбор, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд;
  • осуществления архитектурной деятельности;
  • размещение строительства жилищно-гражданских, производственных и других объектов, формирование градостроительных ансамблей и ландшафтных комплексов, зон отдыха и оздоровления населения;
  • создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктур территорий и населенных пунктов;
  • создания и ведения градостроительных кадастров населенных пунктов;
  • защита жизненной и природной среды от вредного воздействия техногенных и социально-бытовых факторов, опасных природных явлений;
  • сохранение памятников культурного наследия;
  • развитие национальных и культурных традиций в архитектуре и градостроительстве;
  • обеспечение высоких архитектурно-планировочных, функциональных и конструктивных качеств объектов градостроительства, формирование и реконструкция градостроительных ансамблей, кварталов, районов и ландшафтных комплексов, зон отдыха и природных лечебных ресурсов;
  • разработка правовых актов, национальных стандартов, норм и правил, связанных с градостроительством;
  • контроль за соблюдением градостроительного законодательства;
  • подготовка кадров для градостроительства, повышения их квалификации;
  • лицензирование видов хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 3 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011.

Статья 4 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011.

Статья 5. Основные требования к градостроительной деятельности

При осуществлении градостроительной деятельности должны быть обеспечены:

  • разработка градостроительной документации, проектов конкретных объектов согласно исходным данным на проектирование, с соблюдением норм и правил;
  • размещение и строительство объектов в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительной документации и проектам этих объектов;
  • рациональное использование земель и территорий для градостроительных нужд, повышение эффективности застройки и иного использования земельных участков;
  • охрана культурного наследия, сохранение традиционного характера среды населенных пунктов;
  • учет государственных и общественных интересов при планировании и застройке территорий;
  • учет законных интересов и требований собственников или пользователей земельных участков и зданий, которые окружают место строительства;
  • информирование через средства массовой информации граждан о планах перспективного развития территорий и населённых пунктов, размещения важных градостроительных объектов;
  • участие граждан, объединений граждан в обсуждении градостроительной документации, проектов отдельных объектов и внесение соответствующих предложений в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации;
  • защита прав граждан и общественных организаций согласно с законодательством.

Статья 6. Законодательство Украины о градостроительстве

Законодательство Украины о градостроительстве состоит из Конституции Украины, настоящего Закона, законов Украины "О регулировании градостроительной деятельности", "Об архитектурной деятельности " и других нормативно-правовых актов, которые издаются для их исполнения.

Глава 2 - Государственное регулирование в сфере градостроительства

Статья 7. Органы, осуществляющие государственное регулирование в сфере градостроительства

Государственное регулирование в сфере градостроительства осуществляется Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой и Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а также центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере градостроительства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политик по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, другими органами в порядке, установленном законодательством.

Статья 8. Содержание государственного регулирования в сфере градостроительства

Государственное регулирование в сфере градостроительства заключается в:

  • планировании территорий на общегосударственном, региональном и местном уровнях;
  • анализе состояния градостроительства, прогнозировании его развития;
  • подготовке, утверждении и реализации государственных, региональных и местных градостроительных программ, градостроительной документации;
  • координации взаимодействия субъектов градостроительной и архитектурной деятельности;
  • предоставлении требований относительно учета государственных интересов при разработке градостроительной документации;
  • проведении экспертизы градостроительной документации проектов конкретных объектов;
  • разработке и утверждении строительных норм, сметных норм, нормативов и правил;
  • контроле за соблюдением законодательства в сфере градостроительства, норм, требований исходных данных, утвержденной градостроительной документации и проектов конкретных объектов, рациональным использованием территориальных и материальных ресурсов при проектировании и строительстве;
  • контроле за соблюдением требований по охране культурного наследия и сохранением традиционного характера среды населенных пунктов;
  • лицензировании видов хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины..

Статья 9. Компетенция Кабинета Министров Украины в сфере градостроительства

К компетенции Кабинета Министров Украины в сфере градостроительства относится:

  • определение порядка осуществления государственного контроля в градостроительстве;
  • координация деятельности органов исполнительной власти в сфере градостроительства;
  • обеспечение:
    • реализации градостроительной политики Украины;
    • разработки государственных, межгосударственных, градостроительных программ и проектов;
    • разработка Генеральной схемы территории Украины, схем планирования отдельных частей территории Украины;
    • выполнение фундаментальных и приоритетных научно-исследовательских работ по вопросам градостроительства, сохранения традиционного характера среды населенных пунктов и научно-реставрационных работ;
  • определение порядка:
    • разработки и утверждения норм и правил в сфере градостроительства;
    • лицензирование видов хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины;
    • установление порядка проведения экспертизы градостроительной документации проектов конкретных объектов;
  • установление порядка предоставления исходных данных для проектирования объектов градостроительства.

Кабинет Министров Украины решает и другие вопросы в области градостроительства в соответствии с законом.

Статья 10. Компетенция Автономной Республики Крым в сфере градостроительства

К компетенции Автономной Республики Крым в сфере градостроительства относится:

  • обеспечение реализации государственной политики в сфере градостроительства на территории Автономной Республики Крым в пределах, определенных законодательством Украины;
  • обеспечение разработки схемы планирования территории Автономной Республики Крым и ее отдельных частей;
  • образование органов по вопросам градостроительства и архитектуры, руководство их деятельностью;
  • (Абзац пятый части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011.)
  • организация разработки и проведения экспертизы, утверждения и реализация республиканских градостроительных программ, проектов строящихся за счет бюджета Автономной Республики Крым;
  • определение территорий, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных нужд;
  • (Абзац восьмой части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 222-VIII (222-19) от 02.03.2015;)
  • организация научно-исследовательских и других специальных видов работ по комплексному развитию территории Автономной Республики Крым;
  • (Абзац десятый части первой статьи 10 исключено на основании Закона N 5459-VI (5459-17) от 16.10.2012)
  • организация проведения работ, связанных с принятием в эксплуатацию законченных строительством объектов в порядке, установленном законодательством;
  • организация охраны, реставрации и использования памятников архитектуры и градостроительства;
  • установление и изменение границ населенных пунктов в соответствии с законодательством относительно комплексного развития территории Автономной Республики Крым;
  • учет интересов соответствующих территориальных обществ при решении вопросов планирования территорий на региональном уровне.

Автономная Республика Крым решает и другие вопросы в области градостроительства, определенные законом.

Статья 11. Компетенция областных и районных советов в сфере градостроительства

К компетенции областных и районных советов в сфере градостроительства на их территории относится:

  • определение территорий, изъятие (выкуп) и предоставление земель для градостроительных потребностей в соответствии с законодательством;
  • обеспечение разработки и утверждения схем планирования территорий, градостроительных программ соответственно области или района;
  • (Абзац пятый части первой статьи 11 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011.)
  • установление и изменение границ населенных пунктов.

К компетенции областного совета относится утверждение соответствующей градостроительной документации.

Областные и районные советы решают и другие вопросы в области градостроительства в соответствии с законом.

Статья 12. Компетенция сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных органов в сфере градостроительства

К компетенции сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства на соответствующей территории относится утверждение в соответствии с законодательством местных программ, генеральных планов соответствующих населенных пунктов, планов зонирования территорий, а за отсутствия утвержденных в установленном законом порядке планов зонирование территории - детальных планов территорий.

(Часть вторая статьи 12 исключена на основании Закона N 5459-VI (5459-17) от 16.10.2012)

Местные советы решают другие вопросы в сфере градостроительства в соответствии с законом, а также могут делегировать решение вопросов, которые принадлежат к их компетенции, своим исполнительным органам или соответствующим местным государственным администрациям.

К компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства относятся:

  • утверждения детальных планов территорий при наличии утвержденных в установленном законом порядке планов зонирования территории;
  • определение территорий для градостроительных нужд;
  • внесение предложений об установлении и изменении границ населенных пунктов в соответствии с законом.

Вопросы в сфере градостроительства, отнесенные к компетенции сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных органов, могут рассматриваться на заседаниях общественных и архитектурно-градостроительных советов, образованных в соответствии с законодательства

Статья 13. Компетенция местных государственных администраций в сфере градостроительства

К компетенции местных государственных администраций в сфере градостроительства относится принятие решений о:

  • реализации государственной политики в сфере градостроительства на соответствующей территории;
  • планирование территорий на соответствующем уровне;
  • подготовки предложений к программам социально-экономического развития соответствующей территории;
  • (Абзац пятый части первой статьи 13 исключено на основании Закона N 5459-VI (459-17) от 16.10.2012)
  • информирование населения о планах размещения важнейших градостроительных, промышленных, энергетических и транспортных комплексов;
  • обеспечение охраны культурного наследия;
  • мониторинга застройки и другого использования территорий.

К компетенции областной государственной администрации относится принятие решений о:

  • содействие согласованию интересов территориальных общин в случае возникновения разногласий при решении вопросов планирования территорий на соответствующем уровне;
  • организации разработки и представление на утверждение соответствующих советов областных градостроительных программ, схем планирования территории области;
  • рассмотрения предложений по установлению и изменению границ сел, поселков и подготовка заключений об их утверждении;
  • (Абзац пятый части второй статьи 13 исключен на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011)
  • участия в проведении денежной оценки земель государственной собственности в населенных пунктах на территории области (кроме городов областного значения);
  • организации подготовки комплексных выводов относительно инвестиционных градостроительных программ;
  • организации экспертизы градостроительной документации для территорий и населённых пунктов области (кроме городов Киева, Севастополя и областных центров) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
  • (Абзац девятый части первой статьи 13 исключено на основании Закона N 5459-VI (5459-17) от 16.10.2012)
  • осуществления делегированных полномочий местных советов, связанных с принятием в эксплуатацию законченных строительством объектов, в порядке, установленном законодательством.

К компетенции Киевской и Севастопольской городских государственных администраций принадлежат также организация разработки и экспертизы градостроительной документации, подготовка ее к утверждения, кроме случаев, предусмотренных законами.

Местные государственные администрации решают и другие вопросы в сфере градостроительной деятельности, определенные законом.

Статья 14. Компетенция исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства

К компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства относятся:

  • определение территории для градостроительных нужд согласно решением соответствующего совета;
  • установление в пределах своих полномочий на соответствующей территории режима использования и застройки земель, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность;
  • предоставление в соответствии с законом градостроительных условий и ограничений застройки земельных участков;
  • обеспечение в установленном законодательством порядке разработки и представление на утверждение соответствующих советов местных градостроительных программ, генеральных планов, детальных планов, планов красных линий;
  • предоставление (получение, регистрация), отказ в выдаче или аннулирования (отмены) документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, осуществление государственного архитектурно-строительного контроля в случаях и в соответствии с требованиями, установленных законом;
  • организация охраны культурного наследия;
  • организация работ, связанных с созданием и ведением градостроительного кадастра населенных пунктов;
  • обеспечение в установленном законом порядке государственного контроля за соблюдением законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировании и застройке соответствующих территорий;
  • остановка в случаях, предусмотренных законом, строительства, проводится с нарушением градостроительной документации и проектов отдельных объектов, а также может причинить вред окружающей природной среде;
  • осуществление контроля за обеспечением надежности и безопасности эксплуатации зданий и сооружений независимо от формы собственности в районах, которые испытают влияние опасных природных и техногенных явлений и процессов.

(Часть вторая статьи 14 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011.)

Исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов решают и другие вопросы градостроительной деятельности, определенные законом.

Статья 15. Компетенция уполномоченных органов в сфере градостроительства

Компетенция центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере градостроительства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере градостроительства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля определяется в соответствии с законом.

Компетенция органа по вопросам градостроительства и архитектуры Автономной Республики Крым определяется положением, которое утверждается Советом министров Автономной Республики Крым.

Компетенция иных уполномоченных органов в сфере градостроительства определяется в соответствии с законом

Глава 3 - Строительные нормы, нормы и правила в сфере градостроительства. Градостроительная документация

Статья 16. Строительные нормы, нормы и правила

Строительные нормы, нормы и правила устанавливают комплекс качественных и количественных показателей и требований, регламентирующих разработку и реализацию градостроительной документации, проектов конкретных объектов с учетом социальных, природно-климатических, гидрогеологических, экологических и других условий и направлены на обеспечение формирования полноценной жизненной среды и наилучших условий жизнедеятельности человека.

Строительные нормы, нормы и правила планирования, застройки и другого использования территорий, проектирования и строительства объектов градостроительства разрабатываются и утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства, другими центральными органами исполнительной власти в порядке, определенном законом.

Финансирование работ по разработке строительных норм, норм и правил осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Статья 17. Градостроительная документация

Градостроительная документация - утвержденные текстовые и графические материалы, которыми регулируется планирование, застройка и другое использования территорий.

Градостроительная документация является основой для:

  • решение вопросов рационального использования территорий, регулирования расселения;
  • подготовки обоснованных предложений относительно установления и изменения границ населённых пунктов;
  • подготовки исходных данных для разработки землеустроительной документации;
  • решение вопросов по размещению и проектированию нового строительства, осуществления реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства и благоустройства территорий;
  • решение вопросов об изъятии (выкупе), передачи (предоставления) земельных участков в собственность или пользование граждан и юридических лиц.

Разработка градостроительной документации осуществляется проектными организациями, другими юридическими лицами, имеющими лицензии на выполнение соответствующих работ, которые выдаются в порядке, установленном законодательством.

Виды, состав, порядок разработки и утверждения градостроительной документации определяются законодательством. Порядок проведения экспертизы градостроительной документации определяется Кабинетом Министров Украины.

Изменения в градостроительную документацию вносятся решением органа, который утвердил градостроительную документацию, по предоставлению соответствующего специально уполномоченного органа по вопросам градостроительства и архитектуры.

Статья 18. Реализация градостроительной документации

Реализация градостроительной документации состоит во внедрении решений соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления при планировке соответствующих территорий, комплексной застройке и реконструкции населённых пунктов, проектировании и строительстве объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, систем транспортного и инженерного обеспечения, упорядочении и благоустройстве территорий.

(Часть вторая статьи 18 исключен на основании Закона N 509-VI от 16.09.2008.)

(Часть третья статьи 18 исключен на основании Закона N 509-VI от 16.09.2008.)

Статья 19. Обеспечение стабильного развития населенных пунктов и экологической безопасности территорий при осуществлении планирования и застройки территорий

При разработке и реализации градостроительной документации субъекты градостроительной деятельности обязаны придерживаться основных задач и мероприятий по обеспечению постоянного развития населённых пунктов и экологической безопасности территорий.

Постоянное развитие населённых пунктов предусматривает социально, экономически и экологически сбалансированное их развитие, направленное на создание экономического потенциала, полноценной жизненной среды для современного и последующих поколений на основе рационального использования ресурсов, технологического переоснащения и реструктуризации предприятий, усовершенствования социальной, производственной, транспортной, коммуникационно-информационной, инженерной инфраструктуры.

Экологическая безопасность территорий предусматривает соблюдение установленных природоохранным законодательством требований относительно охраны окружающей природной среды, сохранения и рационального использования природных ресурсов, санитарно-гигиенических требований относительно здравоохранения человека, осуществление мероприятий для нейтрализации, утилизации, уничтожения или переработки всех вредных веществ и отходов.

Глава 4 - Земельные отношения в градостроительстве. Градостроительный кадастр населенных пунктов

Статья 20. Регулирование земельных отношений в градостроительстве

Регулирование земельных отношений в градостроительстве осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Статья 21. Определение территорий и использование земель для градостроительных нужд

Определение территорий и выбор земель для градостроительных нужд осуществляется в соответствии с утверждённой градостроительной документацией с учётом планов земельно-хозяйственного устройства.

Земли, определённые для перспективного развития населённых пунктов, сооружения конкретных объектов, до времени их изъятия (выкупа) и предоставления для градостроительных нужд используются собственниками земли, землепользователями в соответствии с земельным законодательством.

Территориальные общины в лице сельских, поселковых, городских советов пользуются преимущественным правом выкупа земель, домов и сооружений для градостроительных нужд, определённых градостроительной документацией для общественных нужд.

(Часть четвертая статьи 21 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011)

Определение территорий для градостроительных нужд осуществляются по согласованию  уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры.

Статья 22 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011.

Статья 23 исключена на основании Закона N 3038-VI от 17.02.2011.

Глава 5 - Государственный контроль в сфере градостроительства. ответственность за нарушение градостроительного законодательства

Статья 24. Государственный контроль в сфере градостроительства

Государственный контроль в сфере градостроительства осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, органами местного самоуправления и другими уполномоченными на это государственными органами. Порядок осуществления государственного контроля в сфере градостроительства определяется законодательством.

Статья 25. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства

Лица, виновные в:

  • несоблюдении норм и правил при проектировании и строительстве;
  • проектировании объектов с нарушением утвержденной в установленном порядке градостроительной документации;
  • выполнении строительных или реставрационных работ без разрешения и утвержденного в установленном порядке проекта или с отклонением от него;
  • самовольном изменении архитектурного вида сооружения в процессе эксплуатации;
  • несоблюдении экологических и санитарно-гигиенических требований, установленных законодательством при проектировании, размещении и строительстве объектов;
  • принятии в эксплуатацию объектов, возведенных с нарушением законодательства, норм и правил;
  • предоставлении информации, не соответствует действительности, об условиях проектирования и строительства или в необоснованном отказе предоставить такую ​​информацию, -

несут ответственность, предусмотренную действующим законом.

Законами может быть установлена ​​ответственность и за другие виды нарушений градостроительного законодательства.

Статья 26. Разрешение споров по вопросам градостроительства

Споры по вопросам градостроительства решаются советами в пределах их полномочий, а также судом в соответствии с законодательством.

Глава 6 - Международные отношения в сфере градостроительства

Статья 27. Международное сотрудничество в области градостроительства

Украина участвует в международном сотрудничестве по вопросам градостроительства в соответствии с законодательством Украины.

Статья 28. Международные договора

Если международным договором Украины согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украины о градостроительстве, то применяются правила международного договора.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 16 ноября 1992 N 2780-XII

Скачать Закон Украины об основах градостроительства на русском (26kb) Закон Украины об основах градостроительства   Скачать Закон Украины об основах градостроительства на украинском (39kb) Закон Украины об основах градостроительства