ЖК FreeDOM от 18'000 грн/м2
ЖК Nyvky Plaza от 18'000 грн/м2
ЖК Идея от 9'650 грн/м2
ЖК Spas Sky от 44'500 грн/м2
ЖК Continent от 9'900 грн/м2
ЖК Henesi House от 17'200 грн/м2

Землеустройство на местном уровне


Закон Украины о землеустройстве

Раздел 5 - Землеустройство на местном уровне

Статья 50. Проекты землеустройства по отводу земельных участков

Проекты землеустройства по отводу земельных участков составляются в случае изменения целевого назначения земельных участков или формирование новых земельных участков.

Проекты землеустройства по отводу земельных участков соглашаются и утверждаются в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.

Проекты землеустройства по отводу земельных участков включают:

  • задание на разработку проекта землеустройства;
  • пояснительную записку;
  • копию ходатайства (заявления) о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (в случае формирования и / или изменения целевого назначения земельного участка за счет земель государственной или коммунальной собственности);
  • решения Верховного Совета Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (в случаях, предусмотренных законом);
  • письменное согласие землевладельца (землепользователя), заверенную нотариально (в случае выкупа (изъятия) земельного участка в порядке, установленном законодательством), или решение суда;
  • справку из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по собственниками земель, землепользователями, угодьями;
  • материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования (в случае формирования земельного участка);
  • сведения о вычисления площади земельного участка (в случае формирования земельного участка);
  • копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке (при наличии таких объектов);
  • копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества для объектов строительства которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями, которые расположены на земельном участке;
  • расчет размера потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (в случаях, предусмотренных законом);
  • расчет размера убытков собственников земли и землепользователей (в случаях, предусмотренных законом);
  • акт приема-передачи межевых знаков на хранение (в случае формирования земельного участка);
  • акт переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии (в случае формирования земельного участка);
  • перечень ограничений в использовании земельных участков;
  • выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка (в случае формирования земельного участка);
  • кадастровый план земельного участка;
  • материалы переносе границ земельного участка в натуру (на местность) (в случае формирования земельного участка);
  • материалы согласования проекта землеустройства.

Статья 51. Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд

Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд разрабатываются в пределах квартала, микрорайона, другой части территории населенного пункта и за пределами населенного пункта с целью формирования земельных участков, на которых предполагается строительство или реконструкция объектов недвижимого имущества.

Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд разрабатываются на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации.

Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд включают:

  • а) задание на составление проекта землеустройства;
  • б) пояснительную записку;
  • в) решение соответствующего сельского, поселкового, городского совета или Совета министров Автономной Республики Крым, областной или районной государственной администрации о разработке проекта землеустройства;
  • г) материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования;
  • г) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, если права собственности на такие объекты зарегистрированы;
  • д) копии правоустанавливающих документов на земельные участки (при наличии);
  • е) перечень ограничений в использовании земельных участков;
  • е) план организации территории для градостроительных нужд;
  • ж) план границ зон ограничений в использовании земель (земельных участков);
  • з) материалы согласования проекта землеустройства, установленные статьей 186 Земельного кодекса Украины;
  • и) выкопировки из детального плана территории.

В случае формирования земельного участка проект землеустройства по упорядочению территорий для градостроительных нужд включает:

  • а) сведения об исчислении площади земельного участка;
  • б) кадастровый план земельного участка;
  • в) перечень ограничений в использовании земельного участка;
  • г) акт приема-передачи межевых знаков на хранение;
  • д) акт переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии;
  • д) материалы переноса границ земельного участка в натуру (на местность).

Статья 52. Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий

Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, разрабатываются по заявлению землевладельцев или землепользователей с целью организации сельскохозяйственного производства и упорядочения сельскохозяйственных угодий в пределах землевладений и землепользований для эффективного ведения сельскохозяйственного производства, рационального использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, определяют:

  • а) размещение производственных зданий и сооружений;
  • б) организации землевладений и землепользований с выделением севооборота, исходя из экологических и экономических условий, формирования инженерной и социальной инфраструктуры;
  • в) определение типов и видов севооборота с учетом специализации сельскохозяйственного производства;
  • г) составление схем чередования сельскохозяйственных культур в севообороте;
  • ґ) проектирование полей севооборота;
  • д) разработку плана перехода к приемлемой севооборота;
  • е) переноса в натуру (на местность) запроектированных полей севооборота.

Порядок разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Проекты землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, разрабатываются на основании заключенных договоров между заказчиками документации по землеустройству и ее разработчиками.

Проект землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, включая:

  • а) задание на составление проекта землеустройства;
  • б) пояснительную записку;
  • в) документы, подтверждающие площадь землевладения (землепользования);
  • г) материалы геодезических и землеустроительных изысканий;
  • г) материалы почвенных обследований (при наличии);
  • д) копии агрохимических паспортов полей, земельных участков (при наличии таких паспортов) в случае осуществления по проекту мероприятий по организации севооборота;
  • е) материалы книги истории полей за последние три года (при наличии);
  • е) материалы согласования проекта землеустройства, установленные статьей 186 Земельного кодекса Украины;
  • ж) план существующего состояния использования земель в разрезе землевладений и землепользовании, угодий, ограничений и особых условий использования земель;
  • з) схему размещения предшественников сельскохозяйственных культур (в случае осуществления по проекту мероприятий по организации севооборота);
  • и) план агропромышленных групп почв и крутизны склонов;
  • и) план организации землевладений (землепользовании), упорядочение угодий, размещение производственных зданий и сооружений, объектов инженерной и социальной инфраструктуры и мероприятий по охране земель;
  • и) план организации территории севооборота (проектирование полей севооборота с определением их типов и видов с учетом специализации сельскохозяйственного производства, чередование сельскохозяйственных культур в севообороте) (в случае осуществления по проекту мероприятий по организации севооборота);
  • и) материалы переноса в натуру (на местность) запроектированных полей севооборота (в случае осуществления по проекту мероприятий по организации севооборота);
  • к) материалы переноса в натуру (на местность) границ земельных угодий (в случае осуществления по проекту изменения земельных угодий)

Статья 53. Проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов

Проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов составляются на основе утвержденных в установленном законодательством порядке генеральных планов населенных пунктов или могут разрабатываться отдельной их частью.

Проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов составляются с целью обоснования, разработки и последующей реализации необходимого объема организационных и инженерно-технических мероприятий по освоению, улучшению качества земель, их рационального использования и охраны, защиты от разрушительных процессов.

Проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов разрабатываются на определенный период и поэтапно согласно генеральным планам населенных пунктов и определяют:

  • а) целевое назначение земель
  • б) земли, находящиеся в собственности, пользовании, в том числе арендованные;
  • в) организационные, правовые, финансовые и другие меры по совершенствованию структуры территорий, освоение земель, улучшение их качества, рекультивации, консервации;
  • г) необходимость и объемы экономического стимулирования рационального использования и охраны земель;
  • ґ) меры по обеспечению режима использования земель охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования, а также возмещения убытков собственникам земли и землепользователям в результате установления этих зон;
  • д) направления природоохранной деятельности.

Проекты землеустройства могут предусматривать также формирование земельных участков государственной и коммунальной собственности за счет земель, не предоставленных в пользование.

Проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов разрабатываются на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета.

Проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов включают:

  • а) задание на составление проекта землеустройства;
  • б) пояснительную записку;
  • в) решение соответствующего сельского, поселкового, городского совета о разработке проекта землеустройства;
  • г) выкопировки из градостроительной документации (при наличии);
  • г) материалы геодезических и землеустроительных изысканий;
  • д) перечни земельных участков (земель), предоставленных в собственность (пользование) с кадастровыми номерами, предоставленных в собственность (пользование) без кадастровых номеров, не предоставленных в собственность или пользование в разрезе угодий, используемых без документов, удостоверяющих право на них;
  • е) перечни земельных участков, на которые установлены ограничения или обременения;
  • е) экспликацию земельных угодий за владельцами и пользователями земельных участков;
  • ж) сведения об исчислении площади земельных участков;
  • з) план организации территории населенного пункта;
  • и) выкопировки с кадастровых карт (планов) с отображением существующих (при наличии) и проектных границ соответствующего населенного пункта;
  • и) сборный план земельных участков, предоставленных в собственность или пользование, и земельных участков, не предоставленных в собственность или пользование;
  • и) планы современного и перспективного использования земель в пределах соответствующего населенного пункта;
  • и) план распределения земель по категориям, владельцами и пользователями (форма собственности, вид вещного права), угодьями с отображением имеющихся ограничений (обременений);
  • к) материалы согласования проекта землеустройства, установленные статьей 186 Земельного кодекса Украины.

В случае формирования земельного участка проект землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов включает:

  • а) сведения об исчислении площади земельного участка;
  • б) кадастровый план земельного участка;
  • в) материалы переноса границ земельного участка в натуру (на местность);
  • г) перечень ограничений в использовании земельных участков;
  • д) акт приема-передачи межевых знаков на хранение;
  • д) акт переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии.

Статья 54. Рабочие проекты землеустройства

Рабочие проекты землеустройства составляются с целью реализации мероприятий по рекультивации нарушенных земель, консервации деградированных и малопродуктивных угодий, улучшение сельскохозяйственных и лесохозяйственных угодий, защиты земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, оползней, уплотнения, закисления, загрязнения промышленными и другими отходами , радиоактивными и химическими веществами.

Рабочие проекты землеустройства разрабатываются на основании решения Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Рабочий проект землеустройства включает:

  • а) задания на составление рабочего проекта землеустройства;
  • б) пояснительную записку;
  • в) решение Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о разработке рабочего проекта землеустройства;
  • г) характеристику природных и агроклиматических условий соответствующей территории;
  • г) материалы грунтовых и других обследований;
  • д) материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования;
  • е) технико-экономические показатели рабочего проекта землеустройства;
  • е) проектные решения по определению комплекса мер и объема работ по охране земель;
  • ж) расчеты сметной стоимости по внедрению запроектированных мероприятий по охране земель;
  • з) материалы согласования рабочего проекта землеустройства, установленные статьей 186 Земельного кодекса Украины;
  • и) планы агропромышленных групп почв и крутизны склонов;
  • и) планы запроектированных мероприятий;
  • и) материалы переноса проекта в натуру (на местность).

Статья 55. Техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности)

Установление (восстановление) границ земельного участка в натуре (на местности) проводится согласно топографо-геодезических и картографических материалов.

Установление (восстановление) границ земельного участка в натуре (на местности) осуществляется на основании технической документации по землеустройству, которой определяется местоположение поворотных точек границ земельного участка в натуре (на местности).

Часть 3 исключена.

Границы земельного участка в натуре (на местности) закрепляются межевыми знаками установленного образца.

В случае, если границы земельных участков в натуре (на местности) совпадают с естественными и искусственными линейными сооружениями и рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, путями, путевыми сооружениями, заборами, ограждениями, фасадами зданий и другими линейными сооружениями и рубежами и т.п.) , межевые знаки могут не устанавливаться.

Собственники земли и землепользователи, в том числе арендаторы, обязаны придерживаться границ земельного участка, закрепленного в натуре (на местности) межевыми знаками установленного образца.

Межевые знаки сдаются по акту под надзор на сохранение собственникам земли и землепользователям, в том числе арендаторам. 

В случае если на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) предполагается осуществить передачу земельных участков государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование, такая техническая документация разрабатывается на основании разрешения, предоставленного Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного кодекса Украины (в случаях, предусмотренных законом).

Если на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) предполагается осуществить передачу земельного участка государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование, на котором расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, такая техническая документация разрабатывается по заказу владельца жилого дома без предоставления разрешения Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного кодекса Украины.

Техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) включает:

  • а) задание на составление технической документации по землеустройству;
  • б) пояснительную записку;
  • в) решение Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку технической документации по землеустройству (в случаях, предусмотренных законом);
  • г) согласие собственника земельного участка, а для земель государственной и коммунальной собственности - органа, уполномоченного осуществлять распоряжение земельным участком, на восстановление границ земельного участка пользователем;
  • г) справку, содержащую обобщенную информацию о земле (территории);
  • д) копию документа, удостоверяющего физическое лицо, или копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей;
  • е) копию документа, удостоверяющего право на земельный участок (в случае проведения работ по восстановлению границ земельного участка в натуре (на местности);
  • е) копию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке (при условии если права собственности на такие объекты зарегистрированы);
  • ж) материалы полевых топографо-геодезических работ;
  • з) план границ земельного участка, составленный по результатам съемки, на котором отображаются внешние границы земельного участка с указанием владельцев (пользователей) смежных земельных участков, все поворотные точки границ земельного участка, линейные промеры между точками на границах земельного участка, границы вкрапленных земельных участков с указанием их владельцев (пользователей);
  • и) кадастровый план земельного участка;
  • и) перечень ограничений в использовании земельного участка;
  • и) в случае необходимости документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени владельца (пользователя) земельного участка при установлении (восстановлении) границ земельного участка в натуре (на местности);
  • и) акт приема-передачи межевых знаков на хранение, что включается в документации по землеустройству после выполнения работ по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности) и закрепления их межевыми знаками.

Статья 55-1. Техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяется право субаренды, сервитута

Установление границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, проводится согласно топографо-геодезических и картографических материалов.

Техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, включает:

  • а) пояснительную записку;
  • б) техническое задание на составление документации, утвержденное заказчиком документации;
  • в) кадастровый план земельного участка с указанием границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута;
  • г) материалы полевых геодезических работ;
  • ґ) копии документов, являющихся основанием для возникновения прав субаренды, сервитута.

Статья 56. Техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков

Техническая документация по землеустройству по раздела и объединения земельных участков включает:

  • а) пояснительную записку;
  • б) техническое задание на составление документации, утвержденное заказчиком документации;
  • в) кадастровые планы земельных участков, которые объединяются в один земельный участок, или части земельного участка, который выделяется в отдельный земельный участок;
  • г) материалы полевых геодезических работ;
  • ґ) акт приемки-передачи межевых знаков на хранение при разделе земельного участка по границе раздела;
  • д) перечень обременений прав на земельный участок, ограничений на ее использование и имеющиеся земельные сервитуты;
  • е) нотариально удостоверенное согласие на раздел или объединение земельного участка залогодержателей, пользователей земельного участка (в случае нахождения земельного участка в залоге, пользовании);
  • є) согласие собственника земельного участка, для земель государственной собственности - органа, уполномоченного осуществлять распоряжение земельным участком, на разделение или объединение земельных участков пользователем (кроме случаев раздела земельного участка в связи с приобретением права собственности на жилой дом, расположенный на нем ).  

Статья 57. Техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель

Техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель включает:

  • а) задание на составление технической документации по землеустройству;
  • б) пояснительную записку;
  • в) решение Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об инвентаризации земель (в случае если инвентаризация земель проводится в отношении земель государственной или коммунальной собственности);
  • г) копии документов, содержащих исходные данные, которые использовались во время инвентаризации земель;
  • г) материалы топографо-геодезических изысканий;
  • д) перечни земельных участков (земель) в разрезе по категориям земель и угодьями, предоставленных в собственность (пользование) с кадастровыми номерами, предоставленных в собственность (пользование) без кадастровых номеров, не предоставленных в собственность или пользование, используемых без документов, удостоверяющих право на них, используемых не по целевому назначению, невостребованных земельных долей (паев), выморочного наследства;
  • е) предложения по согласованию данных, полученных в результате проведения инвентаризации земель, с информацией, содержащейся в документах, удостоверяющих право на земельный участок, и Государственном земельном кадастре;
  • е) рабочий и сводный инвентаризационные планы;
  • ж) материалы согласования технической документации по землеустройству, установленные статьей 186 Земельного кодекса Украины.

В случае формирования земельного участка техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель включает:

  • а) сведения об исчислении площади земельного участка;
  • б) кадастровый план земельного участка;
  • в) перечень ограничений в использовании земельных участков;
  • г) акт переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии;
  • д) акт приема-передачи межевых знаков на хранение;
  • е) материалы переноса границ земельного участка в натуру (на местность).

Статья 58. Учет государственных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне

Учет государственных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне заключается в выполнении мероприятий, предусмотренных общегосударственными программами по использованию и охране земель, схемами землеустройства и технико-экономического обоснования использования и охраны земель, проведения государственной экспертизы и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Статья 59. Учет общественных и частных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне

Учет общественных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне состоит в прогнозировании и обеспечении комплексного развития социальной и инженерной инфраструктуры территории.

Учет частных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне заключается в обеспечении физическим и юридическим лицам равных возможностей приобретения в собственность или пользование, в том числе на условиях аренды, земельных участков и защите их прав на землю.