ЖК Spas Sky от 44'500 грн/м2
ЖК Кирилловский Гай от 18'000 грн/м2
Белый Шоколад. Center от 9'490 грн/м2
ЖК RiverStone от 33'645 грн/м2
ЖК Сонцтаун от 12'500 грн/м2
ЖК Henesi House Скидка 10%!!!

Закон Украины о социальной защите детей-сирот


Закон Украины об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

c изменениями от 06.12.2016 года

Скачать Закон Украины об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот на русском (37kb) Закон Украины об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот   Скачать закон Закон Украины об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот на украинском (56kb) Закон Украины об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот
  • С изменениями, внесенными согласно Законам - изменения действуют по 31 декабря 2008 года
  • Дополнительно см. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 от 22.05.2008
  • В тексте Закона слова "по делам несовершеннолетних" заменено словами "по делам детей" согласно Закона N 609-V от 07.02.2007

Этот Закон определяет правовые, организационные, социальные основы и гарантии государственной поддержки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, и является составной частью законодательства об охране детства.

Статья 1. Определение сроков

В этом Законе приведенные ниже сроки употребляются в таком значении:

  • ребенок-сирота - ребенок, у которого умерли или погибли родители;
  • дети, лишенные родительской опеки - дети, оставшихся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отнятием у родителей без лишения родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием наказания в местах лишения свободы и пребыванием их под стражей на время следствия, розыском их органами Национальной полиции, связанным с отсутствием сведений об их местонахождении, длительной болезнью родителей, которая мешает им выполнять свои родительские обязанности, а также дети, разлученные с семьей, подброшенные дети, родители которых неизвестные, дети, от которых отказались родители, дети, родители которых не выполняют своих родительских обязанностей по причинам, невозможно выяснить в связи с пребыванием родителей на временно оккупированной территории Украины или в зоне проведения антитеррористической операции, и беспризорные дети;
  • статус ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы, - определенное согласно законодательству положение ребенка, которое предоставляет ему право на полное государственное обеспечение и получение предусмотренных законодательством льгот и которое подтверждается комплектом документов, которые удостоверяют обстоятельства, из-за которых ребенок не имеет родительской заботы;
  • лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - лица возрастом от 18 до 23 лет, в которых в возрасте до 18 лет умерли или погибли родители, и лица, которые были отнесены к детям, лишенных родительской заботы;
  • формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - усыновление; установление опеки, попечительства; передача в приемную семью, детским домам семейного типа, в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
  • усыновление - принятие усыновителем в свою семью ребенка на правах дочери или сына, которое осуществлено на основании решения суда. Усыновление ребенка производится в его интересах для обеспечения стабильных и гармоничных условий его жизни;
  • установление опеки и попечительства - устройство детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, в семье граждан Украины, которые находятся, преимущественно, в семейных, родственных отношениях с этими детьми -сиротами или детьми, лишенными родительской заботы, с целью обеспечения их воспитания, образования, развития и защиты их прав и интересов;
  • передача в приемную семью - добровольное принятие за плату семьей или отдельным лицом, которое не находится в браке, из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, от одного до четырех детей на воспитание и для общего проживания;
  • передача в детский дом семейного типа - принятие в отдельную семью, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, которое не находится в браке, на воспитание и для общего проживания не менее чем пяти детей-сирот и/или детей, лишенных родительской заботы. Общее количество детей, включая родных, в такой семье не может превышать десяти человек;
  • дети-воспитанники - дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, находящиеся в детском доме семейного типа;
  • родители-воспитатели - супруги или отдельное лицо, которое не находится в браке, которые взяли на воспитание и для общего проживания не менее чем пять детей-сирот и/или детей, лишенных родительской заботы, и которым, по решению органов опеки и попечительства, предоставлен статус родителей-воспитателей;
  • приемные дети - дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, устроенные в приемную семью;
  • приемные родители - супруги или отдельное лицо, которое не находится в браке, которые взяли на воспитание и для общего проживания детей-сирот и/или детей, лишенных родительской заботы;
  • учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - медицинские, учебные, воспитательные учреждения, и другие заведения и учреждения, в которых проживают дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы;
  • выпускники учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - лица, которые находились на полном государственном обеспечении в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и закончили свое пребывание в указанном учреждении в связи с истечением обучения;
  • место происхождения ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы, - местожительство или пребывание его биологических родителей на момент их смерти или возникновения обстоятельств, которые привели к лишению ребенка родительской заботы. В случае, если родители и место их постоянного проживания неизвестны, местом происхождения ребенка определяется место, где ребенка нашли, или местоположение медицинского учреждения, где ребенка оставили;
  • местожительство детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - местонахождение учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, жилое помещение детского дома семейного типа, приемной семьи, опекунов или опекунов, жилье, в котором ребенок проживает, другое жилье;
  • государственные социальные стандарты для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, - установленные законами, другими нормативно-правовыми актами минимальные нормы и нормативы обеспечения детей-сирот, детей, которые остались без родительской заботы, и лиц из их числа;
  • государственное содержание детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа - полное обеспечение соответственно государственным социальным стандартам материальными и денежными ресурсами детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа для удовлетворения их жизненно необходимых нужд и создания условий для нормальной жизнедеятельности;
  • социальное сопровождение - работа, направленная на осуществление социальных опеки, помощи и патронажа социально незащищенных категорий детей и молодежи с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения, повышения их социального статуса;
  • социальное жилье - жилая площадь, которая предоставляется по нормам государственных социальных стандартов согласно законодательству за счет государственного и/или коммунального жилищного фонда.
  • наставник - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению ребенку, который проживает в заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другому учреждении для детей, индивидуальной поддержки и помощи, прежде всего в подготовке к самостоятельной жизни;
  • наставничество - добровольная бесплатная деятельность наставника с предоставление ребенку, который проживает в заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другом учреждении для детей, индивидуальной поддержки и помощи, прежде всего в подготовке к самостоятельной жизни.

Статья 2. Законодательство Украины о социальной защите детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Законодательство Украины о социальной защите детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, состоит из Конституции Украины, этого Закона и других законодательных актов, которые регулируют правоотношения, связанные с предоставлением материальной, социальной и правовой помощи детям-сиротам, детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Статья 3. Основы государственной политики относительно социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Гласными основами государственной политики относительно социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа являются:

  • создание условий для реализации права каждого ребенка на воспитание в семье;
  • воспитание и содержание детей по принципу родственности;
  • содействие усыновлению детей, создание системы поощрения и поддержки усыновителей;
  • обеспечение приоритета форм устройства;
  • защита имущественных, жилых и других прав и интересов таких детей;
  • создание надлежащих условий для их физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки детей к самостоятельной жизни;
  • обеспечение права на здоровое развитие;
  • обеспечение социально-правовых гарантий;
  • создание условий для предоставления психологической, медицинской и педагогической помощи;
  • формирование системы социальной адаптации;
  • обеспечение свободным выбором сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала нуждам и желаниям личности ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, а также лица из их числа и запросам рынка работы;
  • надлежащее материально-техническое обеспечение независимо от формы устройства и содержание детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, содействие в предоставлении реальной помощи и поддержки предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, банковскими учреждениями, культурно-образовательными, общественными, спортивными и другими организациями;
  • принятия исчерпывающих мер по обеспечению доступа к бесплатной правовой помощи на основаниях и в порядке, установленных законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи.

Статья 4. Мероприятия социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Мероприятия социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа гарантируются, обеспечиваются и охраняются государством.

Государственные социальные стандарты для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа устанавливаются независимо от того, где такой ребенок или лицо находится на содержании и воспитании, на равные, не меньшему чем установленный прожиточный минимум для лиц соответствующего возраста.

Государственные социальные стандарты и нормативы устанавливаются относительно:

  • минимального материального обеспечения, расходов на питание, одежду и обувь;
  • обеспечения жильем равному, не менее чем установленные в Жилищном кодексе Украины нормативами;
  • обеспечения жильем таких детей после завершения их воспитания в разных формах устройства после достижения 18-него возраста, если они не имеют своего жилья соответственно жилым нормативам или имеют жилье с характеристиками, низшими чем установленные жилые нормативы;
  • минимального стандарта относительно обеспечения гарантированного первого рабочего места, которое не может быть изменено по желанию работодателя на протяжении трех лет с момента начала такой работы, а в случае невозможности предоставления такого рабочего места - установление денежной компенсации на этот период, которая выплачивается лицу из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, за счет средств государственного или местных бюджетов;
  • минимального стандарта разовой государственной финансовой помощи по окончании такими детьми воспитательного, учебного заведения или при истечении пребывания таких детей в разных формах устройства после достижения 18-летнего возраста;
  • минимального стандарта ежемесячного содержания таких детей и лиц из их числа при условии обучения им в высших учебных заведениях к достижению 23-летнего возраста или по окончании соответствующих учебных заведений;
  • минимального стандарта медицинского обслуживания;
  • минимального стандарта обеспечения таких детей игрушками, которые оказывают содействие развитию, спортивным инвентарем, газетами и журналами соответственно детского, юношеского, общепознавательного и воспитательного направления;
  • минимального стандарта обеспечения ребенка до предоставления ему статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской заботы;
  • минимального стандарта денежного обеспечения родителей-воспитателей, приемных родителей.

Кабинет Министров Украины может устанавливать другие дополнительные минимальные социальные стандарты, нормативы потребления и нормативы обеспечения для детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа.

Статья 5. Статус ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы

При условии потери ребенком родительской заботы соответствующая служба по делам детей обязана на протяжении двух месяцев подготовить комплект документов, который подтверждает обретение ребенком статуса ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы.

Статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской заботы, предоставляется согласно законодательству.

Статья 6. Приоритеты форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

При условии потери ребенком родительской заботы соответствующий орган опеки и попечительства принимает исчерпывающие меры относительно устройства ребенка в семью граждан Украины - на усыновление, под опеку или попечительство, в приемные семьи, детские дома семейного типа.

В учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, независимо от формы собственности и подчинения, ребенок может быть устроен в случае, если по определенным причинам нет возможности устроить его на воспитание в семью

Устройство ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, не лишает органы опеки и попечительства по месту происхождения и по месту пребывания ребенка от обязанности продолжать деятельность относительно реализации права этого ребенка на семейное воспитание

Порядок передачи детей на усыновление, воспитание и общее проживание в приемные семьи или детские дома семейного типа утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 7. Разработка и выполнения целевых программ по охране и социальной защите детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Органы государственной власти и органы местного самоуправления согласно их компетенции, определенной законом, обеспечивают решение вопросов относительно установления опеки и попечительства, создание других предусмотренных законодательством условий для воспитания детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительской заботы, а также для защиты личных, жилых и имущественных прав и интересов детей и лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Кабинет Министров Украины, уполномоченные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют в пределах бюджетных ассигнований разработку и выполнение целевых программ относительно улучшения социальной защиты детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа.

Статья 8. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Государство осуществляет полное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа.

Помощь и содержание таких детей не могут быть меньшими чем установленные минимальные стандарты, которые обеспечивают каждому ребенку уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, морального и социального развития равные, не низшему чем установленный прожиточный минимум для таких лиц

Право на полное государственное обеспечение в учебных заведениях имеют дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, возрастом до восемнадцати лет и лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, при продолжении обучения до 23 лет или до окончания соответствующих учебных заведений.

Лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые учатся, кроме полного государственного обеспечения, выплачивается социальная стипендия в порядке и размере, установленных Кабинетом Министров Украины, а также выплачивается 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые учатся, до завершения обучения выплачивается ежегодное пособие для приобретения учебной литературы в размере трех социальных стипендий. Выплата указанного пособия осуществляется в течение 30 дней после начала учебного года за счет средств, предусматриваемых для учебных заведений в соответствующих бюджетах.

При предоставлении лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые учатся, академического отпуска по медицинскому заключению за ними сохраняется на весь период академического отпуска полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия. Учебное заведение оказывает содействие организации их лечения.

Выпускники учебных заведений из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, обеспечиваются за счет учебного заведения или соответствующего учреждения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, одеждой и обувью, а также одноразовой денежной помощью в размере не менее шести прожиточных минимумов для лиц соответствующего возраста. Нормативы обеспечения одеждой и обувью утверждаются Кабинетом Министров Украины. По желанию выпускников учебных заведений им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимому для приобретения одежды и обуви.

Стоимость полного государственного обеспечения в денежном эквиваленте для детей возрастом от рождения до трех лет, от трех до семи лет, от семи до десяти лет, от десяти до четырнадцати лет, от четырнадцати до восемнадцати лет и лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, до двадцати трех лет определяется согласно Закону Украины "О прожиточном минимуме".

Государственные социальные стандарты, нормативы потребления, нормативы обеспечения являются одинаковыми для всех детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, независимо от формы их устройства и содержания, и утверждаются согласно законодательству.

Статья 9. Финансирование мероприятий по обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Расходы на содержание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа в семьях опекунов, приемных семьях, детских домах семейного типа, в государственных учреждениях финансируются с государственного, областных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым, других источников, не запрещенных законодательством.

Расходы на финансирование мероприятий по социальному обеспечению детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа предполагаются в государственном бюджете Украины отдельной строкой.

В случае изменения формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа разрешаются трансферты между бюджетами разных уровней.

Статья 10. Размежевание полномочий центральных органов исполнительной власти относительно социальной защиты детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, осуществляет координацию и методологическое обеспечение деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно социальной защиты детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, лиц из их числа, а также обеспечивает соблюдение законодательства относительно установления опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, их усыновлением, применением других предусмотренных законодательством форм устройства детей.

Статья 11. Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются районные, районные в городах Киеве и Севастополе местные государственные администрации, исполнительные органы городских или районных в городах, сельских, поселковых советов.

Органы опеки и попечительства обеспечивают решение вопросов относительно:

  • установления статуса ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы;
  • предоставление опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, и применение других форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
  • социальной защиты и защиты личных, имущественных, жилых прав и интересов детей;
  • обеспечение приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
  • привлечение к ответственности лиц, которые нарушают права ребенка;
  • предоставление письменного согласия или возражения на отчуждение недвижимого имущества (в том числе жилья) и другого имущества, владельцем которого является ребенок;
  • представление заявлений, ходатайств, исков о защите прав детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Социальная защита и защиту прав детей в пределах своей компетенции осуществляют районные, районные в городах Киеве и Севастополе местные государственные администрации, исполнительных органов городских, районных в городах, сельских, поселковых советов.

Органы опеки и попечительства имеют право проверять условия устройства, содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, могут переводить детей, жизни и здоровью (в том числе психическому) которых угрожает опасность, на другие формы устройства детей.

Присутствие представителя органов опеки и попечительства на судебных заседаниях является обязательным в случае, если рассматривается дело относительно ребенка или по вопросам, которые нарушают права ребенка.

Статья 12. Функции службы по делам детей относительно опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы

Непосредственное ведение дел и координация деятельности относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, возлагаются на службы по делам детей.

Служба по делам детей:

  • принимает участие в осуществлении мероприятий по социальной защите и
  • защите прав и интересов детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и несет ответственность за их соблюдение, а также координирует осуществление таких мероприятий;
  • оформляет документы на усыновление и применение других форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, определенных этим Законом;
  • оформляет ходатайство относительно переведения детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, на другие формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
  • осуществляет контроль за условиями устройства и содержания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
  • осуществляет мониторинг деятельности относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
  • осуществляет другие мероприятия относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Для осуществления функций относительно опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, в составе службы в делах детей создается отдельный подраздел, деятельность которого определяется в установленном порядке. Штатная численность такого подраздела устанавливается в зависимости от количества детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, но должны составлять не меньше двух лиц.

Статья 13. Банк данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы

Служба по делам детей обеспечивает создание и ведение банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы.

Порядок ведения банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей.

Основная цель создания и ведения банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, - усовершенствование социальной защиты таких детей, прежде всего относительно процесса изъятия и устройство таких детей и лиц из их числа, реализации их права на здоровое развитие и семейное воспитание, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, усовершенствование статистического учета таких детей в интересах самих детей.

Банк данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, формируется на основании данных учетно-статистических карточек, порядок ведения и использования которых определяется соответственно законодательству.

Статья 14. Банк данных о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, осуществляет нормативно-правовое регулирование, координацию и методологическое обеспечение деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по социальной защите детей- сирот, детей, лишенных родительской попечения, лиц из их числа, а также обеспечивает соблюдение законодательства об установлении опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, их усыновления, применение других предусмотренных законодательством форм устройства детей.

Ведение банка данных о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей полагается на соответствующие местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Потенциальные опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели в случае необходимости обязаны пройти курс подготовки по проблемам воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, по программе, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, до момента передачи им детей на воспитание и для общего проживания.

Статья 15. Социальное сопровождение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Социальное сопровождение осуществляется относительно детей, которые находятся на воспитании в семьях опекунов, попечителей, приемных семьях, детских домах семейного типа, а также относительно лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Социальное сопровождение дееспособных лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, осуществляется по их письменному заявлению.

Социальное сопровождение может осуществляться относительно усыновленного ребенка, если эта деятельность не нарушает тайну усыновления и выполняется по согласию или по просьбе усыновителя или ребенка.

Задача социального сопровождения - оказывать содействие адаптации ребенка в новой семье, созданию положительного психологического климата в семье, условий развития детей с учетом индивидуальных нужд каждого ребенка, обеспечению оптимальных условий жизни ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, и лица из их числа и защиты их прав.

Социальный работник осуществляет социальное обслуживание ребенка и семьи, социальную опеку, является посредником между усыновителями, которые высказали такое желание, опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями и государственными структурами, на которые возложено решение вопросов жизнеобеспечения детей, и не является представителем органов контроля.

Социальное сопровождение ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, и лиц из их числа осуществляется по специальному плану, который составляется для каждого ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, и лица из их числа и корректируется раз в год.

Статья 16. Учетно-статистическая карточка ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, разрабатывает и утверждает образец учетно-статистической карточки ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы. В учетно-статистической карточке содержатся данные о ребенке, его наследственности, здоровье, месте происхождения, местожительстве, данные о родителях, братьях, сестрах и близких родственниках, данных об имуществе, о жилье, в котором проживал такой ребенок, или которое принадлежит ему на правах собственности, или которое закреплено за ребенком на других основаниях, информация о учреждениях и семьях, где ребенок находился на содержании и воспитании, план и результаты социального сопровождения ребенка, информация о развитии ребенка, результаты обучения и т.п..

Порядок заполнения, защиты и доступа к информации персонального характера, которая содержится в учетно-статистических карточках ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы, определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей.

После достижения ребенком-сиротой или ребенком, лишенным родительской заботы, совершеннолетия информация, которая содержится в его учетно-статистической карточке, предоставляется органом опеки и попечительства по требованию такого ребенка на протяжении трех дней со дня обращения.

В случае усыновления ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской заботы, информация, которая содержится в его учетно-статистической карточке, выдается усыновителям после вынесения соответствующего решения судом.

Статья 17. Социальная и психологическая адаптация детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, лиц из их числа

С целью подготовки детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа к самостоятельной жизни их социальная и психологическая адаптация возлагается на центры социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, вместе с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования и науки, обеспечивают разработку комплексных программ индивидуальной психологической, реабилитационной и коррекционной помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, лицам из их числа, а также детям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в такой помощи.

Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи оказывают юридическую, психологическую и социальную помощь детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, лицам из их числа, а также их биологическим родителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, родителям-воспитателям, усыновителям и наставникам.

Подготовка к самостоятельной жизни детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской попечительства, других учреждениях для детей, их социальная и психологическая адаптация могут осуществляться в форме наставничества в порядке, предусмотренном статьей 17-1 настоящего Закона.

Статья 17-1. Наставничество

Наставничество осуществляется в лучших интересах ребенка, проживает в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другом учреждении для детей, в частности, относительно:

  • определения и развития способностей ребенка, реализации ее интересов в профессиональном самоопределении;
  • предоставление ребенку доступной информации о его правах и обязанности;
  • формирование у ребенка практических навыков, направленных на адаптацию его к самостоятельной жизни, в частности, решения бытовых вопросов, распоряжение собственным имуществом и средствами, получение образовательных, социальных, медицинских, административных и других услуг;
  • ознакомление ребенка с практиками общественного общения и преодоления сложных жизненных ситуаций;
  • содействие становлению ребенка как ответственного, успешной личности;
  • формирование у ребенка навыков здорового образа жизни.

Наставничество осуществляется по договору о наставничестве, что заключается между центром социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту жительства ребенка, наставником и администрацией заведения, в котором проживает ребенок, в интересах которого заключается такой договор.

Договор о наставничестве заключается в письменной форме.

Для заключения договора о наставничестве требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может ее выразить, а также письменное согласие его родителей, иных законных представителей. Согласие ребенка предоставляется в форме, соответствующей его возрастные и состояния здоровья.

Договор о наставничестве может быть расторгнут по соглашению сторон, по инициативе одной из сторон в случае невыполнения обязанностей по договору другими сторонами или по решению суда в случае невыполнения сторонами своих обязательств по договору, нарушение прав и законных интересов ребенка наставником, возникновения угрозы для жизни и здоровья по вине наставника.

Договор о наставничестве прекращается в случае возврата ребенка на воспитание к родителям, других законных представителей, ее усыновления, установления над ним опеки или попечительства, устройства его на воспитание в семью граждан (приемную семью или детский дом семейного типа) или перевода в другое учреждение для детей, а также в случае отказа ребенка от осуществления наставничества по отношению к ней, достижения ребенком совершеннолетия, смерти ребенка или наставника.

Лицо, которое изъявило желание стать наставником, к заключению договора о наставничестве обязана пройти курс подготовки по проблем социальной адаптации детей и их подготовки к самостоятельной жизни по программе, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей.

Наставниками не могут быть лица, указанные в статье 212 Семейный кодекс Украины (2947-14).

Организация наставничества осуществляется центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту жительства ребенка.

Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи:

  • проводят отбор лиц, изъявивших желание стать наставниками, обеспечивают прохождение такими лицами курса подготовки по проблемам социальной адаптации детей и их подготовки к самостоятельной жизни;
  • при осуществлении деятельности по организации наставничества на основе соответствующих договоров о сотрудничестве привлекают общественные и благотворительные организации, видом уставной деятельности которых является защита прав детей;
  • обеспечивают в соответствии с законом защите персональных данных и информации в отношении детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, других учреждениях для детей, и наставников, которые стали им известны при осуществление деятельности по организации наставничества.

Наставник имеет право посещать ребенка по месту его проживания, обучения, лечения, оздоровления, а также с согласия ребенка и родителей, других законных представителей ребенка, администрации заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другого учреждения для детей общаться с ребенком вне места его проживания, обучения, лечения, оздоровления, в том числе приглашать ребенка в свою семью в праздничные и нерабочие дни, дни каникул, предоставлять ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, социальных, реабилитационных, оздоровительных услуг, участвовать в обеспечении ее одеждой, обувью, принадлежностями для обучения и развития и др.

Наставник несет ответственность за нарушение им прав и законных интересов ребенка, причинение вреда его жизни и здоровью в соответствии с законом. В случае пребывания ребенка в семье наставника в праздничные и нерабочие дни, дни каникул наставник несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, а также по возвращение ребенка к месту его проживания, обучения, лечения, оздоровления.

Контроль за соблюдением прав и интересов детей, над которыми установлено наставничество, осуществляют центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, администрации учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, других учреждений для детей и службы по делам детей по месту жительства (пребывания) ребенка.

Положение о наставничестве и типовой договор о наставничество утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 18. Создание и функционирование учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Создание и функционирование учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, независимо от подчинения таких учреждений, осуществляются в порядке, установленном этим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

С целью недопущения дискриминации детей по социальному происхождением в официальных названиях таких учреждений запрещается отмечать категорию лиц, которые содержатся и воспитываются в этих учреждениях.

Порядок создания, реорганизации, ликвидации учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также положения об этих учреждениях утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Обеспечение условий содержания и воспитания детей в таких учреждениях осуществляется согласно минимальным социальным стандартам и прожиточному минимуму согласно законодательству и за счет средств соответствующих бюджетов.

Контроль за соблюдением прав и интересов детей в таких учреждениях осуществляют службы по делам детей.

Статья 19. Обеспечение учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Обеспечение учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, материально-техническими ресурсами, оборудованием, транспортными средствами, товарами культурно-бытового и спортивного назначения, хозяйственного употребления осуществляется в первоочередном порядке равном установленному соответствующими государственными социальными стандартами и нормативами.

Статья 20. Содействие в создании подсобных хозяйств и цехов

Кабинет Министров Украины через уполномоченные Президентом Украины органы, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации оказывают содействие созданию при детских домах и школах-интернатах, других формах устройства детей подсобных хозяйств и цехов и их развития.

Статья 21. Программы психологической и практической подготовки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, к работе и профессиональному самоопределению

В учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, вводятся программы психологической и практической подготовки к работе, профессионального самоопределения воспитанников с учетом способностей, интересов ребенка и нужд регионов.

Такие программы разрабатываются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования и науки, вместе с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, службами по делам детей.

Положение о типовой программе психологической и практической подготовки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, к работе и профессиональному самоопределению разрабатывает центральный орган исполнительной власти по вопросам науки и образования.

Статья 22. Выявление одаренных детей из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Органы опеки и попечительства систематически, но не реже одного раза в год, обеспечивают роботу по выявлению одаренных детей из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также оказывают содействие их дальнейшему безвозмездному обучению и трудоустройству согласно их способностям.

Статья 23. Трудоустройство детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа

Местные государственные администрации, исполнительные органы городских или районных в городах, сельских, поселковых советов согласно законодательству бронируют рабочие места для трудоустройства детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, обеспечивают их первоочередное трудоустройство на имеющиеся вакантные рабочие места.

Местные государственные администрации, исполнительные органы городских или районных в городах, сельских, поселковых советов при участии центров занятости населения для обеспечения временной занятости привлекают детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа к оплачиваемым общественным работам на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях и организациях.

Ответственность за трудоустройство воспитанников учреждений для детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа полагается на местные государственные администрации и на руководителя учреждения, где находился ребенок.

Государство обеспечивает трудоустройство лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, предоставление им первого рабочего места, информации, профессиональной консультации, услуг по профессиональной подготовке и переподготовке соответственно законодательству.

Статья 24. Мероприятия дополнительного материального обеспечения

С целью улучшения материального обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, органы доходов и сборов обязаны безвозмездно передавать учреждениям, в которых воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, детским домам семейного типа, приемным семьям детские вещи, мягкий инвентарь, транспортные средства и т.п., задержанные органами доходов и сборов и конфискованные в установленном порядке, а также те, за которыми не обратился владелец до истечения срока их хранения под таможенным контролем, в количестве, которое не превышает необходимых годовых нужд соответствующего учреждения или семьи, за обращением службы в делах детей.

Статья 25. Порядок возмещения расходов на содержание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа, осуществление им других выплат

Порядок возмещения расходов, связанных с содержанием детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа, в том числе на питание, одежда, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат при трудоустройстве и вступлении в учебное заведение, а также других выплат, предусмотренных этим Законом, устанавливается Кабинетом Министров Украины соответственно государственным социальным стандартам.

Статья 26. Оздоровление детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Кабинет Министров Украины через уполномоченные Президентом Украины органы, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации обеспечивают ежегодное безвозмездное оздоровление детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в возрасте до 18 лет. Родные дети родителей-воспитателей или приемных родителей, которые проживают в одной приемной семье или в одном детском доме семейного типа, имеют право на безвозмездное оздоровление до достижения 18-летнего возраста. Лица из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, имеют право на оздоровление на льготных условиях.

Средства на оздоровление детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа выделяются ежегодно из государственного, местных бюджетов, средств предприятий, Фонда социального страхования от временной потери трудоспособности и других источников, не запрещенных законодательством.

Статья 27. Социально-трудовая реабилитация детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, лиц из их числа, которые являются инвалидами

Кабинет Министров Украины, местные государственные администрации:

  • обеспечивают создание сети специализированных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которая являются инвалидами;
  • обеспечивают условия для осуществления просветительно-профессиональной подготовки за избранными специальностями детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы;
  • обеспечивают условия для осуществления лицами из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, которые являются инвалидами, трудовой деятельности или продолжения обучения;
  • разрабатывают мероприятия и гарантии медицинской, трудовой, социальной реабилитации и адаптации детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа, которые являются инвалидами, детей - жертв экологических и техногенных катастроф.

Статья 28. Устройство детей, оставленных родителями в медицинских учреждениях

В случае отсутствия ведомостей об отцах и родственниках ребенка, оставленного в родильном доме или другом медицинском учреждении, администрацией медицинского учреждения составляется соответствующий акт, на основании которого служба по делам детей по местонахождению медицинского учреждения принимает решение о передаче его на усыновление после достижения ребенком двухмесячного возраста или устройство под опеку, в приемную семью, детский дом семейного типа, в учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Статья 29. Временное устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

В случае установления факта отсутствия родительской заботы относительно ребенка орган опеки и попечительства обязан на протяжении одного дня обеспечить временное устройство такого ребенка до решения вопроса о форме устройства ребенка.

Временное устройство ребенка в случае отсутствия родительской заботы осуществляется в порядке, утвержденному Кабинетом Министров Украины.

Статья 30. Сообщение о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы

Лицу, которому стало известно о ребенке, который остался без родительской заботы, обязан немедленно сообщить о таком ребенке службу по делам детей или орган внутренних дел по месту его пребывания.

Служба по делам детей совместно с уполномоченным органом Национальной полиции после получения сведений о ребенке, лишенного родительской опеки, обязаны немедленно провести обследование условий пребывания ребенка и обстоятельств отсутствия родительской опеки и в течение двух месяцев принять меры о предоставлении ребенку статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Установление фактов отсутствия родительской опеки регистрируется в книге первичного учета детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Статья 31. Права и обязанности родителей-воспитателей

Родители-воспитатели являются лицами, которые заменяют родителей, законными представителями своих воспитанников и защищают их права и интересы в органах государственной власти, в том числе судебных, как опекуны или попечители без специальных на то полномочий. Они не могут использовать предоставленные им права вопреки интересам ребенка.

Обретение статуса родителей-воспитателей детских домов семейного типа не может ограничивать гражданских прав этих лиц.

Родители-воспитатели имеют право:

  • защищать ребенка, его права и интересы как опекуны или попечители без специальных на то полномочий;
  • на обращение в суд с иском о лишении родительских прав родителей детей-воспитанников;
  • на обращение в суд с иском об отмене усыновления или признания его недействительным относительно детей, которые проживали вместе с ними и
  • переданы на усыновление;
  • на усыновление детей, которые находятся на воспитании и содержании в их семьях;
  • принимать участие в решении органом опеки и попечительства вопроса об управлении имуществом ребенка;
  • требовать возвращения ребенка от любого лица, которое держит его у себя не на основании закона или решение суда;
  • требовать предоставления им органами опеки и попечительства полной информации о ребенке и его родителях, состоянии его здоровья, уровне и особенностях развития ребенка;
  • самостоятельно определять способы воспитания ребенка с учетом мышления ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Родители-воспитатели обязаны:

  • защищать права и интересы детей, быть их представителями в учреждениях и организациях;
  • создать надлежащие условия для всестороннего гармонического развития детей;
  • проявлять заботу о здоровье, физическом, психическое и моральном развитии, обучении детям, готовить их к работе;
  • обеспечивать проведение дважды в год медицинского обследования детей врачами-специалистами и выполнять их рекомендации;
  • обеспечить получение детьми образования, следить за обучением и развитием детей в учебно-воспитательных учреждениях, поддерживать связи с учителями и воспитателями;
  • заниматься развитием способностей детей, в том числе привлекать их к занятиям во внешкольных учебных заведениях;
  • не препятствовать общению ребенка с его родными родителями и возвращении ребенка в случае возобновления их в родительских правах, освобождения из мест лишения свободы и в других случаях, если это не противоречит интересам ребенка и не запрещено решением суда;
  • сотрудничать с местными государственными администрациями, органами местного самоуправления и социальными работниками, привлекать специалистов к решению проблемных вопросов;
  • сообщать соответствующие службы опеки и попечительства в случае возникновения в детском доме семейного типа неблагоприятных условий для содержания, воспитания и обучение детей.

Родители-воспитатели исполняют свои обязанности относительно детей до достижения ими восемнадцати лет или до окончания ими обучения в соответствующих учреждениях даже в случае их раздельного проживания.

Статья 32. Сохранение права детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа на жилье

За детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, а также лицами из их числа сохраняется право на жилье, в котором они проживали с родителями, родными к установлению опеки, попечительства, устройство в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Местные государственные администрации, органы местного самоуправления по месту нахождения жилья детей несут ответственность за сохранность указанного в части первой настоящей статьи жилья и возвращение его детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, а также лицам из их числа после завершения срока пребывания в семье опекуна или попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа, заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Жилые помещения, в которых проживали дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, до устройства их в семьи граждан Украины, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также относительно которых есть решение суда, не могут быть отчуждены без получения согласия на это от органов опеки и попечительства, которое может предоставляться лишь в случае гарантирования сохранения права на жилье таких детей.

Дети-сироти и дети, лишенные родительской заботы, имеют право проживать в детских домах семейного типа до возвращения им указанного жилья или предоставления жилья местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.

До трудоустройства выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые находятся на учете в государственной службе занятости как ищущие работу, квартирная плата и плата за коммунальные услуги осуществляются местными государственными администрациями по местонахождению жилья.

Статья 33. Обеспечение детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа жильем

Дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, которые достигли 16 лет, в случае отсутствия у таких детей жилья должны право зачисляться на квартирный учет и социальный квартирный учет по месту их происхождения или жительства в установлении опеки, попечительства, устройство в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, по заявлению опекуна или попечителя, приемных родителей, родителей-воспитателей, администрации учреждения, где проживает ребенок, или органа опеки и попечительства. После достижения 18 лет такие дети в течение месяца обеспечиваются социальным жильем до предоставления им благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания.

Пребывание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые достигли 16 лет, на социальном квартирном учета не является основанием для отказа им в постановке на квартирный учет или снятия с квартирного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или учета лиц, имеющих право на получение жилья (льготных кредитов на строительство и приобретение жилья) по государственными жилищными программами для отдельных категорий граждан, определенных законодательством.

После завершения пребывания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в соответствующих учреждениях для таких детей, детскому дому семейного типа, приемной семье или завершение срока заботы над такими детьми и в случае отсутствия у таких детей права на жилье областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации, органы местного самоуправления обеспечивают детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа в продолжение месяца во внеочередном порядке благоустроенным социальным жильем.

Порядок обеспечения социальным жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа утверждается Кабинетом Министров Украины.

Социальное жилье, которое предоставляется детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, лицам из их числа для проживания, должны отвечать санитарным и техническим требованиям.

Статья 34. Обеспечение медицинского обслуживания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, обеспечивает медицинское обслуживание (в том числе стоматологами-ортопедами) детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа в пределах, не низших чем минимальные социальные стандарты.

Обязательные медицинские осмотры всех детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа осуществляются дважды в год.

В случае необходимости осуществляются помещений детей на диспансерный учет, постоянный медицинский надзор за ними и своевременное лечение.

Учебно-воспитательным учреждениям обеспечивается приоритетное снабжение необходимых медикаментов, медицинской аппаратуры и оборудования, средств коррекции физического развития.

Статья 35. Государственная статистическая отчетность относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области статистики осуществляет систематическое ведение государственной статистической (неперсонифицированной) отчетности о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, которая подлежит постоянному оповещению через соответствующие государственные печатные средства массовой информации.

Статья 36. Подготовка специалистов для работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы

Центральный орган власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки обеспечивает за специальными программами подготовку специалистов-педагогов и воспитателей для государственных и негосударственных учреждений для работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, а также подготовку работников органов опеки и заботы.

Статья 37. Обеспечение воспитания правовой культуры детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

С целью профилактики правонарушений среди детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и обеспечение правового образования в базовые учебные планы учебно-воспитательных учреждений для этой категории детей вводится курс "Правовая культура".

Разработка такого курса полагается на центральный орган исполнительной власти по вопросам науки и образования.

Статья 38. Информирование общественности о проблемах детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

С целью привлечения внимания общественности к проблемам детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа центральный орган исполнительной власти который реализует государственную политику в сфере телевидения и радиовещания:

  • обеспечивает систематический выпуск теле- и радиопередач со специальными сюжетами для освещения вопросов социальной и правовой защиты, финансовой поддержки, трудоустройства и обеспечения жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, освещение проблем, которые стоят перед такими детьми, перед учреждениями, в которых они находятся на содержании и воспитании;
  • оказывает содействие распространению рекламы относительно социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа;
  • пропагандирует усыновление и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, гражданами Украины, выполнение региональных программ предоставления практической помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из их числа, внедрение шефства над ними со стороны трудовых коллективов, общественных организаций, благотворительных фондов и т.п.

Статья 39. Организация благотворительных акций

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам семьи и детей, органы опеки и попечительства оказывают содействие организации и проведению благотворительных акций, средства от которых направляются на материальное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, которые нуждаются в первоочередной помощи, в частности относительно лечения, оздоровление и т.п..

Статья 39-1. Освобождение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа от платы за обучение в государственных и коммунальных учебных заведениях всех уровней

Дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, а также лица из их числа освобождаются от платы за обучение в государственных и коммунальных учебных заведениях всех уровней.

Статья 39-2. Предоставление шефской помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из их числа

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, профсоюзные и другие общественные организации могут предоставлять шефскую помощь учреждениям для детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, детским домам семейного типа в укреплении материальной базы, организации трудового обучения, проведении массовых мероприятий, организации индивидуальной работы с воспитанниками этих учреждений, а также в дальнейшем обучении, трудоустройстве, развития спортивных и творческих способностей, обеспечении жильем лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Статья 39-3. Установление специальных стипендий для одаренных лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут устанавливать вместе с заинтересованными центральными органами исполнительной власти, научными обществами и творческими союзами, молодежными фондами специальные стипендии для одаренных лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - студентов высших учебных заведений и предусматривать выделение средств на их стажировку в ведущих отечественных научных учреждениях и за границей.

Статья 39-4. Привлечение одаренных лиц из числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы к внешкольным воспитательным учреждениям

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вместе с предприятиями, организациями, научными учреждениями, высшими учебными заведениями, объединениями граждан, которые создают внешкольные учебно-воспитательные учреждения для удовлетворения нужд детей в дополнительном образовании, развития творческих способностей, организации содержательного досуга и отдыха молодежи, а также учреждения, которые обеспечивают поиск, поддержку и развитие талантливой молодежи в разных сферах жизни, привлекают к таким учреждениям одаренную молодежь из числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Статья 39-5. Усовершенствование условий для развития, воспитание и образования выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сферах культуры и искусств, образования и науки, здравоохранения, семьи и детей, местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают постоянное совершенствование форм и методов индивидуальной воспитательной работы по подготовке к самостоятельной и семейной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в том числе путем поддержки и развития наставничества над такими детьми, обеспечивают участие выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской попечения, в самодеятельных творческих коллективах, кружках изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью их нравственно-эстетического и физического развития.

Статья 39-6. Содействие развитию молодежного туризма, молодежным международным обменам среди выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Государство оказывает содействие развитию молодежного туризма, молодежным международным обменам среди выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления устанавливают для туристических групп из числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, льготы в пользовании транспортными, гостиничными, культурными и другими услугами. Соответствующие средства предполагаются в местных бюджетах.

Порядок предоставления указанных льгот устанавливается Кабинетом Министров Украины, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Статья 39-7. Помощь выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также другим лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в трудоустройстве во внеобразовательное время, в получении услуг, связанных с профориентацией и подготовкой к работе по новой профессии

Государственная служба занятости вместе с местными органами исполнительной власти, центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи предоставляет ученикам, студентам и аспирантам дневной формы обучения из числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также другим лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, помощь в трудоустройстве во внеклассное время.

Молодежные центры работы, а также молодежные общественные организации по вопросам трудоустройства (агентства, биржи, бюро и т.п.) оказывают содействие трудоустройству выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также других лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в том числе учеников, студентов, аспирантов, во внеклассное время, предоставляют услуги, связанные с профориентацией и подготовкой к работе за новой профессией.

Статья 39-8. Пользование выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, физкультурно-оздоровительными и спортивными объектами

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, пользуются физкультурно-оздоровительными и спортивными объектами безвозмездно или на льготных условиях. Порядок предоставления этих льгот, компенсации стоимости услуг определяется органами местного самоуправления.

Статья 39-9. Порядок возмещения расходов на выплату помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы

Порядок возмещения расходов на выплату помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, полное государственное обеспечение соответственно статье 8 этого Закона при трудоустройстве и вступлении в учебное заведение соответственно нормам обеспечения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 39-10. Профилактика и ликвидация беспризорности среди детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Кабинет Министров Украины может создавать соответствующий вспомогательный орган для содействия выявлению беспризорных детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, которые не имеют полного общего среднего образования, не учатся и не работают.

Указанный орган способствует устройству таких детей к учреждениям для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а при выпуске из таких учреждений организовывает обеспечение таких детей и лиц из их числа социальным жильем, привлечение к обучению, профессиональной подготовке и оказывает содействие их дальнейшему обучению и трудоустройству.

Статья 39-11. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, во время каникул

В период каникул лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые учатся в профессионально-технических, высших учебных заведениях, выплачиваются (за нормами служебных командировок) суточные за время пребывания в дороге (туда и назад) и стоимость проезда железнодорожным, водным, междугородным автомобильным транспортом к учреждениям или семьям, где они воспитывались, или у места отдыха за счет ассигнований, которые выделяются для этой цели центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей из средств, предусмотренных в государственном бюджете отдельной строкой на содержание и социальное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Статья 39-12. Финансирование пребывания лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, во время каникул

Лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которая есть учениками профессионально-технических учебных заведений или студентами высших учебных заведений, - бывшие воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, детских домов семейного типа во время своих каникул могут находиться в указанных учреждениях за счет средств, определенных частями первой и второй статьи 9 этого Закона.

Статья 39-13. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые не выезжают к местам организованного отдыха в дни каникул, а также во время их болезни

Зачисленным на полное государственное содержание выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также другим лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые стали учениками и студентами и которые не выезжают к местам организованного отдыха в дне каникул, а также во время их болезни выдаются средства в пределах установленной денежной нормы на питание и другие бытовые нужды.

Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа

Лица, виновные в нарушении законодательства относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа несут ответственность согласно закону.

Заключительные положения

1. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме части третьей статьи 18, которая вступает в силу через три года со дня ее опубликования.

2. Законы Украины и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу этого Законом, действуют в части, которая не противоречит этому Закону.

3. Кабинет Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу этого Закона обязан:

  • подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с этим Законом;
  • привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;
  • обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации этого Закона;
  • обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом.

Президент Украины Л. Кучма

г. Киев, 13 января 2005 года