Риелторы Киева выбрать компанию
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить
Лучшие адвокаты найти или добавить

Государственный архитектурно-строительный контроль

Статья 41. Государственный архитектурно-строительный контроль

1. Государственный архитектурно-строительный контроль - это совокупность мероприятий, направленных на соблюдение заказчиками, проектировщиками, подрядчиками и экспертными организациями требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил во время выполнения подготовительных и строительных работ.

Государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется органами государственного архитектурно-строительного контроля в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Государственный архитектурно-строительный контроль заказчиков строительства, которые являются физическими лицами, осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" с учетом особенностей правового статуса таких лиц. Порядок осуществления архитектурно-строительного контроля определяется Кабинетом Министров Украины.

Государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется на объектах строительства в порядке проведения плановых и внеплановых проверок по территориальному принципу.

Плановой проверкой считается проверка, предусмотренная планом работы органа государственного архитектурно-строительного контроля, который утверждается руководителем такого органа.

Внеплановой проверкой считается проверка, не предусмотренная планом работы органа государственного архитектурно-строительного контроля.

Основаниями для проведения внеплановой проверки является:

  • 1) представление субъектом градостроительства письменного заявления о проведении проверки объекта строительства или строительной продукции по его желанию;
  • 2) необходимость проведения проверки достоверности данных, приведенных в сообщении о начале выполнения подготовительных работ, уведомлении о начале выполнения строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации, в течение трех месяцев со дня представления указанных документов;
  • 3) выявления факта самовольного строительства объекта;
  • 4) проверка выполнения субъектом градостроительства требований предписаний органов государственного архитектурно-строительного контроля;
  • 5) требование главного инспектора строительного надзора центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, о проведении проверки при наличии оснований, предусмотренных законом;
  • 6) обращения физических или юридических лиц о нарушении субъектом градостроительства требований законодательства в сфере градостроительной деятельности;
  • 7) требование правоохранительных органов о проведении проверки.

Повторное проведение внеплановой проверки по тому же факту (фактам), который был (были) основанием для ранее проведенной внеплановой проверки объекта строительства или субъектов градостроительства, запрещается.

Проведение внеплановых проверок по другим основаниям, кроме предусмотренных настоящей статьей, запрещается, кроме внеплановых проверок, предусмотренных абзацем десятым этой части.

Подготовительные и строительные работы, которые не отвечают требованиям законодательства, строительным нормам, стандартам и правилам, градостроительным условиям и ограничениям, утвержденному проекту или строительном паспорта застройки земельного участка, выполняются без приобретения права на их исполнение, подлежат приостановлению до устранения нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности.

В случае систематического (два и более раз подряд) препятствование проведению проверки должностным лицам органа государственного архитектурно-строительного контроля, невыполнение требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля по устранению нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности, установленных во время проверки, а именно: нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, проектной документации на строительство объекта, строительных норм и правил, а также в других случаях, определенных этим Законом, соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля обращается в суд с иском о прекращении права на исполнение подготовительных или строительных работ.

Непредставление органом государственного архитектурно-строительного контроля иска в суд о прекращении права на выполнение подготовительных или строительных работ в течение двух месяцев со дня истечения срока для устранения нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм и правил, определенного в предписании о прекращении подготовительных или строительных работ или вынесения судом определения об отказе в открытии производства по делу, об оставлении иска (заявления) без рассмотрения, является основанием для восстановления выполнения подготовительных и / или строительных работ (кроме случаев, если подготовительные и / или строительные работы остановлены из-за невступлением права на их выполнения).

Орган государственного архитектурно-строительного контроля использует сведения из электронной системы с целью осуществления мероприятий государственного архитектурно-строительного контроля.

2. Орган государственного архитектурно-строительного контроля рассматривает в соответствии с законом дела об административных правонарушениях и дела о правонарушениях в сфере градостроительной деятельности.

3. Должностные лица органов государственного архитектурно-строительного контроля во время проверки имеют право:

  • 1) беспрепятственного доступа к местам строительства объектов и к объектам, подлежащих обязательному обследованию;
  • 2) составлять протоколы о совершении правонарушений, акты проверок и налагать штрафы в соответствии с законом;
  • 3) в случае выявления нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил, градостроительных условий и ограничений, утвержденного проекта или строительного паспорта застройки земельного участка выдавать обязательные для исполнения предписания по:
    • а) устранение нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил;
    • б) остановки подготовительных и строительных работ в случаях, определенных этим Законом;
  • 4) проводить проверку соответствия выполнения подготовительных и строительных работ требованиям строительных норм, стандартов и правил, утвержденным проектным требованиям, решением, техническим условиям, своевременности и качества проведения предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией съемки, замеров, испытаний, а также ведения журналов работ, наличия у предусмотренных законодательством случаях паспортов, актов и протоколов испытаний, сертификатов и другой документации;
  • 5) проводить проверку соответствия строительных материалов, изделий и конструкций, используемых при строительстве объектов, требованиям стандартов, норм и правил согласно законодательству;
  • 6) привлекать к проведению проверок представителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, экспертных и общественных организаций (по согласованию с их руководителями), специалистов отраслевых научно-исследовательских и научно-технических организаций;
  • 7) получать в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, физических лиц информацию и документы, необходимые для осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.
    • Запрещается истребовать у субъектов градостроительства информацию и документы налоговой, финансовой отчетности, относительно оплаты труда, движения средств и другие, не связанные с осуществлением государственного архитектурно-строительного контроля;
  • 8) требовать в случаях, определенных законодательством, выборочного раскрытия отдельных конструктивных элементов домов и сооружений, проведения съемки и замеров, дополнительных лабораторных и других испытаний строительных материалов, изделий и конструкций;
  • 9) запрещать по мотивированному письменному решению эксплуатацию законченных строительством объектов, не принятых в эксплуатацию;
  • 10) осуществлять фиксирование процесса проведения проверки с использованием фото-, аудио - и видеотехники;
  • 11) осуществлять контроль за соблюдением порядка обследования и паспортизации объектов, а также за реализацией мероприятий по обеспечению надежности и безопасности во время их эксплуатации.

На одном объекте строительства, который является предметом государственного архитектурно-строительного контроля, предписания об устранении нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил, о приостановлении подготовительных и строительных работ, а также составление протоколов о совершении правонарушений и наложении штрафов могут касаться нескольких субъектов градостроительства.

4. Орган государственного архитектурно-строительного контроля в своей деятельности взаимодействует с органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических, противопожарных требований, требований в сфере охраны труда, энергосбережения и других требований, предусмотренных законом, а также с органами государственной статистики, Национальной полиции, прокуратуры и другими правоохранительными и контролирующими органами.

5. Обеспечение деятельности органа государственного архитектурно-строительного контроля и его работников необходимыми средствами осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

6. Должностные лица органов государственного архитектурно-строительного контроля подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

7. Постановления органов государственного архитектурно-строительного контроля могут быть обжалованы в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, либо в суд.

8. В случае причинения ущерба, причинения ущерба в результате нарушения работниками органа государственного архитектурно-строительного контроля требований, установленных законами, а также требований относительно проверок субъект хозяйствования может обратиться в суд с заявлением о возмещении материального и морального вреда.

9. Субъект хозяйствования имеет право обратиться в суд относительно обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц органа государственного архитектурно-строительного контроля.