Бесплатно после регистрации
Лучшие адвокаты найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие нотариусы найти или добавить

Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной

Текст Соглашения ЕС и Украины будет опубликован в ближайшее время

Редакция портала приглашаем юристов и экономистов к сотрудничеству: редакция готова опубликовать критические и аналитические комментарии специалистов к отдельным разделам, главам и статьями Соглашения с ЕС. Отправить комментарии можно на

Предисловие к Соглашению с ЕС

Даже поверхностный анализ Соглашения об Ассоциации Украины и ЕС показывает, что его подписание невозможно без изменения Конституции из-за несоответствия Соглашения с ЕС основным принципам государственности (суверенитет, государственный строй, принцип народовластия и верховенства права, права и свободы человека), зафиксированным Конституцией в ст. 1, 2, 5, 8. И есть другие несоответствия.

Наиболее важные функции государства (ч.1 ст.17 Конституции) это защита суверенитета, территориальной целостности, обеспечение экономической безопасности, однако ст.460-470 Соглашения с ЕС предусматривает создание международных, надгосударственных органов с широкими полномочиями по управлению Украиной, в вопросах политики и экономики – Совет и Комитет Ассоциации (ст.460-462 Соглашения с ЕС):

  1. Совет Ассоциации (орган контроля и мониторинга исполнения соглашения с ЕС) состоит:
    • из членов правительства Украины (на уровне исполнительной власти – министры)
    • из членов Совета Ассоциации и членов Европейской Комиссии.
  2. Комитет Ассоциации состоит из высших должностных лиц представителей стран-членов ЕС (ч.2, ст.464)

Полномочия совета Ассоциации и Комитета Ассоциации:

  • принимать решения (обязательные для Украины) в рамках сферы действия Соглашения (ч.1, ст.463), а также передавать любое из своих полномочий Комитету Ассоциации, в том числе право принимать решения обязательные для исполнения Украиной (ч.2, ст.465)
  • вносить поправки в Приложения к Соглашению с ЕС, регламентирующие, в т.ч. вопросы налогообложения, предпринимательства, социальной политики, здравоохранения, образования, импортных квот, пошлин, связи и транспорт. Только этот пункт содержит несколько противоречий:
    • противоречит ст. 6 Конституции Украины, где сказано, что «государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную», а Соглашение дает надгосударственным органам полномочия и функции законодательной власти Украины.
    • противоречит ст.92 Конституции – в которой закреплено, что все эти важнейшие вопросы определяются или устанавливаются исключительно законами Украины
    • противоречит п.3 части 1, ст.85 Конституции - принятие законов это компетенция Верховной Рады.

Обязательность решений вышеуказанных органов, во всех смыслах устанавливает принцип их высшей юридической силы над законами Украины, что аннигилирует народный и государственный суверенитет Украины. По-простому, правительство Украины не сможет принимать самостоятельные решения.

Противоречит ст.22,55 и 124 Конституции, принципам правосудия Украины и сужает объем прав и свобод украинских граждан еще один «сюрприз» - дополнение системы юрисдикции Украины международным уголовным правосудием, как дополнительным институтом уголовного преследования (Соглашение о Римском статусе Международного уголовного суда) - (ч.3, ст.24 Соглашения с ЕС).

Конституционный Суд Украины 11 июля 2001 года, решением № 3-в, признал Международный уголовный суд дополняющим систему национальной судебной системы Украины и указал, что такое дополнение не предусмотрено разделом VIII «Правосудие» Конституции. И присоединение к этому Статуту возможно только после изменения Конституции. Решение суда окончательно и обжалованию не подлежит.

Статья 8 Соглашения с ЕС обязывает стороны ратифицировать и реализовать Римский статут Международного уголовного суда (МУС) 1998 года и его инструментов. Это прямое вторжение в компетенцию высшего законодательного органа государства, который уполномочен принимать решения о ратификации международных договоров в соответствии со статьей 9 Конституции. Реализация таких положений Соглашения с ЕС создает реальную угрозу посягательства на государственный суверенитет.

Украина как, государство и народ, как суверен власти, стоят перед обязательным условием изменить главные принципы и положения своей Конституции, т.к. предписания Соглашения с ЕС, противоречат статьям 1,2, 5, 6, 8, 9, 17, 22, 55, 85, 92, 124 и 150 Конституции Украины, а их реализация связана с уменьшением объема прав и свобод граждан Украины.

Содержание Соглашения об ассоциации между Украиной,
с одной стороны, и Европейским Союзом и его
государствами-членами с другой стороны

Преамбула

Раздел I – Общие принципы

Раздел II - Политический диалог и реформа, политическое сотрудничество и управление в области внешней политики и безопасности

Раздел III - Правосудие, свобода и безопасность

Раздел IV - Торговля и связанные с торговлей вопросы.  + Приложения к Разделу 4 - 70 документов.

  • Глава 1 - Национальный режим и доступ товаров на рынки
    • Часть 1 – Общие положения
    • Часть 2 – Отмена таможенных пошлин, сборов и прочих платежей
    • Часть 3 – Нетарифные меры
    • Часть 4 – Специфические положения  относительно товаров
    • Часть 5 – Административное сотрудничество и сотрудничество с третьими странами
  • Глава 2 - Способы защиты торговли
    • Часть 1 – Глобальные защитные меры
    • Часть 2 – Защитные меры по легковым автомобилям
    • Часть 3
    • Часть 4 – Антидемпинговые и компенсационные меры
    • Часть 5
    • Часть 6 – Институциональные положения
    • Часть 7 – Положения относительно разрешения споров
  • Глава 3 – Технические барьеры в торговле
  • Глава 4 – Санитарные и фитосанитарные меры
  • Глава 5 – Таможенные вопросы и поддержка торговли
  • Глава 6 – Основание предпринимательской деятельности, торговля услугами и электронная торговля
    • Часть 1 – Общие положения
    • Часть 2 – Основание предпринимательской деятельности
    • Часть 3 – Трансграничное предоставление услуг
    • Часть 4 – Временное присутствие физических лиц в целях экономической деятельности
    • Часть 5 – Нормативно-правовая база
      • Подраздел 1 – Национальное регулирование
      • Подраздел 2 – Положения общего применения
      • Подраздел 3 – Компьютерные услуги
      • Подраздел 4 – Почтовые и курьерские услуги
      • Подраздел 5 – Телекоммуникационные услуги
      • Подраздел 6 – Финансовые услуги
      • Подраздел 7 – Транспортные услуги
    • Раздел 6 – Электронная торговля
    • Раздел 7 – Исключения
  • Глава 7 – Текущие платежи и движение капитала
  • Глава 8 – Государственные закупки
  • Глава 9 – Интеллектуальная собственность
    • Раздел 1 – Общие положения
    • Раздел 2 – Стандарты, касающиеся прав интеллектуальной собственности
      • Подраздел 1 – Авторское право исмежные права
      • Подраздел 2 – Товарные марки
      • Подраздел 3 – Географические указания
      • Подраздел 4 – Промышленные образцы
      • Подраздел 5 – Патенты
      • Подраздел 6 – Топологии интегральных микросхем
      • Подраздел 7 – Другие положения  (сорта растений, генетические ресурсы, традиционные знания и фольклор)
    • Раздел 3 –Защита прав интеллектуальной собственности
      • Подраздел 1 – Гражданские меры, процедуры и средства защиты
      • Подраздел 2 – Ответственность поставщиков посреднических услуг
      • Подраздел 3 – Другие положения (ст.ст. меры пограничного контроля, кодексы поведения и судебное сотрудничество, а также сотрудничество)
  • Глава 10 - Конкуренция
    • Раздел 1 – Антимонопольные действия и слияние
    • Раздел 2 – Государственная помощь
  • Глава 11 – Вопросы, связанные с торговлей энергоносителями
  • Глава 12 – Прозрачность
  • Глава 13 – Торговля и устойчивое развитие
  • Глава 14 – Урегулирование споров
    • Часть 1 – Третейская стадия процесса решения спора
    • Часть 2 – Исполнение
    • Часть 3 – Общие положения
    • Часть 4 – Общие положения
  • Глава 15 – Механизм посредничества
    • Часть 1 – Процедура в рамках механизма посредничества
    • Часть 2 – Исполнение (Имплементация)
    • Часть 3 – Общие положения

Раздел V - Экономическое и отраслевое сотрудничество. + Приложения к Разделу 5 - 18 документов

  • Глава 1 – Сотрудничество в сфере энергетики, включая ядерную энергетику
  • Глава 2 – Макроэкономическое сотрудничество
  • Глава 3 – Управление государственными финансами: бюджетная политика, внутренний контроль и внешний аудит
  • Глава 4 – Налогообложение
  • Глава 5 – Статистика
  • Глава 6 – Охрана окружающей среды
  • Глава 7 – Транспорт
  • Глава 8 – Космос
  • Глава 9 – Сотрудничество в сфере науки и технологий
  • Глава 10 – Политика в области промышленности и предпринимательства
  • Глава 11 – Сотрудничество в добывающей и металлургической отраслях
  • Глава 12 – Финансовые услуги
  • Глава 13 – Законодательство о создании и деятельности компаний, корпоративному управлению, бухгалтерскому учету и аудиту
  • Глава 14 – Информационное общество
  • Глава 15 – Политика в вопросах аудиовизуальной отрасли
  • Глава 16 – Туризм
  • Глава 17 – Развитие сельского хозяйства и сельских территорий
  • Глава 18 – Политика в сфере рыболовства и морская политика
    • Раздел 1 – Политика в сфере рыболовства
    • Раздел 2 – Морская политика
    • Раздел 3 – Постоянный диалог по вопросам рыболовства и морской политике
  • Глава 19 – Река Дунай
  • Глава 20 – Защита прав потребителей
  • Глава 21 – Сотрудничество в сфере занятости, социальной политики и предоставления равных возможностей
  • Глава 22 – Общественное здоровье
  • Глава 23 – Образование и обучение, молодежная политика
  • Глава 24 – Культура
  • Глава 25 – Сотрудничество в области спорта и физической культуры
  • Глава 26 – Сотрудничество в вопросах гражданского общества
  • Глава 27 – Трансграничное и межрегиональное сотрудничество
  • Глава 28 – Участие в программах и агентствах Европейского Союза

Раздел VI – Финансовое сотрудничество и положения по противодействию мошенничеству

Раздел VII – Институциональные, общие и заключительные положения

  • Глава 1 – Институционная структура
  • Глава 2 – Общие и заключительные положения

Приложения к Соглашению об Ассоциации с ЕС

  • Приложения к Разделу 4 - "Вопросы, связанные с торговлей" - 70 документов
  • Приложения к Разделу 5 - "Экономическое и отраслевое сотрудничество - 18 документов
  • Протоколы - 3 документа
  • Совместная декларация о соглашениях с другими странами