ЖК Сонцтаун от 13'100 грн/м2
ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
ЖК Parkland от 18'500 грн/м2
ЖК Петровский квартал от 9'900 грн/м2
КГ Альпен Парк от 90'940 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Как заставить страховой рынок быть открытым?

02.03.2010 | 15:15

Практика показывает: законодательство не всегда действенно и еще реже оказывает ожидаемый эффект на ту сферу или отрасль, которую оно регулирует. Поэтому, все увещевания, что, мол, новая редакция закона «О страховании», стоит его только принять, сразу же изменит правила игры на рынке и развернет страховщиков к своим клиентам «лицом» а не «пятой точкой», очень сомнительны.

Да, хочется верить, что усердия законодателей и борьба рынка за новый закон будут не напрасны, но, для того, чтобы страховые компании стали более открытыми и вели свою деятельность прозрачно, нужны реальные стимулы, среди которых аспект законодательный - далеко не основной.

Самое сильное влияния на поведение страховщиков могут оказать только их клиенты. Требовательность, избирательность, придирчивость и настойчивость страхователей не оставят рынку иного выбора кроме как подстроиться под пожелания потребителей. Иначе – тотальное вымирание благодаря бойкоту со стороны клиентов.

Однако сложно представить, когда же страхователи откажутся от своей «всеядности» и не будут глотать все, что им подсовывают. Предлагаете страховые услуги? Извольте рассказать, кто в рядах ваших собственников, каких результатов удалось добиться за прошедшие годы, пусть и не все показатели – безупречны. Ведь до сих пор у некоторых страховых компаний из числа лидеров рынка нет не то, что данных за 2-3 кварталы 2009 года, а даже за январь-апрель прошлого года. И страшно подумать, что творится у тех, кто рангом пониже.

Второй немаловажный фактор – позиция госрегулятора, и, здесь, безусловно, потребуются законодательные изменения. Пока Госфинуслуг применяет санкции лишь к тем страховщикам, которые подают несвоевременно или не в полном объеме отчетность. А необходимо, чтобы такое же наказание постигало компании, которые не обнародуют итоги своей деятельности вместе с информацией о структуре собственников в положенные сроки.

Например, в течение 2-3 месяцев с последнего дня отчетного периода. Причем, санкции существенные, вплоть до лишения лицензий. С одной стороны, это стимулировало бы страховщиков к добросовестной деятельности, а с другой – отсеяло тех, кому на страховом рынке не место.

Кроме того, параллельно с жесткой политикой Госфинуслуг необходимо вводить Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), согласно которым страховые компании вынуждены детализировано отображать все свои финансовые показатели, и, в частности, показывать не только заявленные к страховым выплатам суммы (как это делается сейчас), а возмещения фактически полученные страхователями. Именно это станет большой проблемой для тех компаний, которые предпочитают «мыть» деньги, создавая при этом видимость реального и прозрачного бизнеса.

На данный же момент ничего утешительного об открытости страхового рынка сказать нельзя. Более того, за последние год-полтора желания страховщиков делиться информацией о себе с клиентами значительно поубавилось. Поэтому, даже при удачном совпадении всех упомянутых факторов и стимулов, значительного повышения уровня прозрачности можно ждать не раньше чем через 3-5 лет, когда рынок придет в себя после кризисного спада, а потребитель – поднимет планку своих требований к уровню сервиса и качеству работы страховых компаний.