Квартиры в Турции от застройщика
ЖК Parkland от 18'500 грн/м2
ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2
ЖК RiverStone от 30'000 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Ситуация на рынке автогражданки становится напряженной

09.02.2010 | 13:00

Потеряв в 2009 году темпы прироста сборов премий по “автогражданке”, страховой рынок рассчитывает на подорожание полисов. Ситуация на рынке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (“автогражданка”) становится напряженной.

Итоги 2009 г. на данном рынке свидетельствуют о том, что прирост собираемых страховщиками премий почти прекратился. Согласно обнародованным данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ; г.Киев; объединяет 82 СК), в прошлом году продажа полисов “автогражданки” принесла страховым компаниям (СК) 1,33 млрд грн. страховых премий, что всего на 4% превышает результат 2008 г. — 1,28 млрд грн. Для сравнения: прирост премий, собираемых по данному виду обязательного страхования, по итогам 2008 г. составил 60%.

Не смогли СК существенно увеличить и количество реализованных за год полисов. В 2009 г. страховщики выдали 7,1 млн полисов “автогражданки”, что всего на 5% больше, чем в 2008 г. При этом следует учитывать, что прирост количества проданных полисов в 2008 г. составил 56%.

Объемы выплат продолжают расти быстрее. В частности, за минувший год СК выплатили по полисам “автогражданки” возмещение в размере 587 млн грн., что на 31% больше, чем в 2008 г. Тем не менее следует признать, что и в сфере выплат СК резко снизили активность. Судите сами: согласно официальной статистике МТСБУ, прирост выплат СК по полисам “автогражданки” за 2008 г. составлял 130%.

Полученные рынком результаты дают понять, почему в конце 2009 г. — начале 2010 г. обострилась дискуссия о необходимости повышения тарифов и корректирующих коэффициентов по договорам страхования “автогражданки”. В частности, в конце января МТСБУ выступило против повышения лимитов ответственности СК по полисам “автогражданки” в 2 раза без одновременного увеличения базового платежа.

Напомним: в конце 2009 г. Госфинуслуг не поддержала инициативу МТСБУ относительно повышения базового платежа за полис “автогражданки” на треть — с 291,45 грн. до 389 грн., которая предлагалась как необходимый шаг для повышения лимитов ответственности СК по данному виду страхования. Тогда чиновники сочли, что предлагаемый базовый платеж завышен, а новые корректирующие коэффициенты не всегда соответствуют действующему законодательству.

В свою очередь, 22 декабря 2009 г. регулятор обнародовал свой проект постановления, согласно которому лимит ответственности по полисам “автогражданки” предлагается увеличить с 25 тыс.грн. до 50 тыс.грн. за вред, причиненный имуществу, и с 50 тыс.грн. до 100 тыс.грн. за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего. Хотя регулятор и дал понять, что теперь вопрос повышения тарифов зависит от скорости подготовки рынком новых предложений, в МТСБУ данный шаг регулятора расценили как угрозу стабильности рынка. “Повышение гарантий невозможно при сохранении тарифов, которые не соответствуют реалиям. Решение Госфинуслуг должно быть взвешенным, сбалансированным, а его последствия безубыточными”, — отмечается в заявлении МТСБУ от 26 января 2010 г.

В повышении максимальных размеров выплат без удорожания страховки руководство МТСБУ видит риск снижения платежеспособности СК. И это неудивительно, так как ремонт транспортных средств за последние несколько лет резко подорожал, тогда как условия ценообразования на рынке “автогражданки” не менялись последние пять лет. В такой ситуации естественным образом увеличивается убыточность данного обязательного вида страхования. “Инициаторами повышения тарифов выступали СК — члены МТСБУ. Были проведены необходимые актуарные расчеты. Естественно, мы рассматривали и возможность повышения лимитов, — говорит Александр Кирилюк, начальник отдела страхования на транспорте СК “Кредо-Классик” (г.Киев; с 1994 г., около 500 чел.). — Но какие новые предложения нужно готовить регулятору — непонятно”.

Впрочем, участники рынка полагают, что им так или иначе удастся добиться от Госфинуслуг согласия на повышение тарифов по “автогражданке”. “Если страховое покрытие увеличено, то тарифы тоже повышать нужно. О чем говорить, если, например, у венгров “автогражданка” стоит около $300, а у нас — менее $100. Разве в Украине запчасти к автомобилям стоят дешевле? Зачастую, наоборот, дороже”, — поясняет Юрий Гришан, директор ОАО “Страховое общество “Ильичевское” (г.Киев; с 1997 г.; 175 чел.).

По его словам, в противном случае на рынке сложится опасная ситуация, так как компаниям ради выполнения своих обязательств по полисам “автогражданки” придется использовать резервы, сформированные по другим видам страхования, что негативно скажется на финансовой устойчивости страховщиков. При этом риски невыплат окажутся сконцентрированными между лидерами страхового рынка, активно продающими полисы обязательного страхования ответственности автовладельцев. “Только практика покажет, насколько увеличатся объемы выплат. Но у нас за год происходит довольно много ДТП с гибелью людей, и СК приходится выплачивать полную страховую сумму”, — добавляет г-н Гришан.

При этом страховщики полагают, что до окончания президентских выборов вопрос с повышением стоимости обязательного страхования вряд ли будет решен, так как автовладельцами это может расцениваться как непопулярная мера.

Ситуация усугубляется еще и тем, что, по признанию самих страховщиков, многие СК — члены МТСБУ продолжают демпинговать на рынке, что само по себе несет риск для их финансовой устойчивости и, как следствие, для гарантийных фондов МТСБУ. “Есть ряд СК, которые уже неплатежеспособны, при этом они продолжают выдавать полисы “автогражданки”. Платить за них придется фонду МТСБУ, а он не безразмерный”, — подчеркивает Александр Кирилюк.

Юрий Гусев