ЖК Петровский квартал от 9'900 грн/м2
ЖК Rybalsky от 31'040 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2
ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2
Квартиры в Турции от застройщика
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Хата - с краю

18.12.2009 | 14:45

Политики вновь обещают молодежи доступное жилье. Кредит сроком на 20 лет под 3% годовых при первоначальном взносе в размере 6% стоимости квартиры - суперусловия, на которых хотел бы обзавестись жильем в Украине любой гражданин.

Но, к примеру, в Кировоградской области в 2009-м такая удача улыбнулась всего одной семье, в Житомире - десяти. А в году минувшем льготную ссуду от Фонда молодежного кредитования получили в общей сложности менее 300 семей.

При том, что претендуют на такую поблажку, по данным самого Фонда, около 13 тыс. клиентов, а в целом по стране, по информации Счетной палаты, в улучшении жилищных условий нуждаются не меньше 122 тыс. семей.

Вне системы

За 17 лет существования Фонда ни КРУ, ни Счетная палата не выявили серьезных нарушений при трате средств, выделяемых из бюджета в виде льготных кредитов для молодежи. Тем не менее на интернет-форумах без особого труда можно отыскать истории, читая которые поневоле усомнишься в справедливости распределения средств.

Глава Фонда Валерий Омельчук заверяет, что введение в 2005 году рейтинговой системы оценки претендентов минимизировало риск коррупции со стороны сотрудников Фонда. На данный момент на сайте в открытом доступе размещена информация, позволяющая каждому претенденту отследить свое продвижение в очереди. Однако места в ней периодически "тасуются". Тем не менее публично никаких тому пояснений на сайте вы не отыщете.

Хотя такой подход снял бы все кривотолки вокруг распределения средств. Т. е., к примеру, владелец анкеты №50, претендующий на квартиру в Житомирской области и подавший ее в 2003 году, стоит на очереди после анкеты №680, выложенной в 2009-м. А все потому, что не все потенциальные заемщики между собой равны, среди них есть свои "льготники". К таковым среди прочего относятся молодые ученые и спортсмены (в соответствии с Постановлением КМУ №584). При этом вопрос обеспечения квартирами отдельных категорий стоит особняком и решается на уровне министерств и ведомств - путем возведения и предоставления им социального и служебного жилья.

Согласно законодательству, на государственную помощь - будь то молодежный льготный кредит или компенсация процента из госбюджета - может претендовать человек в возрасте до 35 лет включительно. Однако цифра эта существовала не всегда. Еще в 1992 году при подготовке Закона "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" определили, что к молодежи можно отнести максимум 28-летнего человека. К 1999 году планку подняли до 30 лет.

А спустя пять лет - до 35 лет. Учитывая то, что до этого основная масса кредитов приходилась на 25-30-летних (люди до 25 лет тогда еще редко могли их себе позволить), база потенциальных заемщиков возросла чуть ли не вдвое. Пропорционально увеличились и их потребности в жилплощади. Разумеется, возросли и потребности Фонда в финансировании. В итоге страна получила возросшую многократно очередь из претендующих на льготные кредиты с крайне низкой вероятностью их получения.

Поэтому, по мнению "ВД", достаточно хотя бы изменить возрастной ценз и вернуться на изначальный уровень 28-30 лет. Это сократит базу заемщиков, а соответственно - и очередь. Что касается граждан старшего возраста, то им помощь следует предоставлять в рамках иных целевых программ.

Удовольствие не для бедных

"Эффективность программы молодежного льготного кредитования можно было бы повысить, сократив иерархию в структуре подбора "молодежи" и принятии решений. К примеру, по аналогии с работой комиссии из кинофильма "Гараж" Эльдара Рязанова, когда все претенденты на равных участвовали в своего рода лотерее",- уверен Андрей Болдарев, директор по маркетингу строительной компании "Архитектура и Технологии". И отчасти Фонд прибегнул к такой практике, предложив в 2009 году новую программу льготного кредитования - сроком на 30 лет под 14% годовых.

Претендовать на ссуду в рамках этой программы может любой очередник, независимо от позиции в общем рейтинге потенциальных заемщиков Фонда. При этом остается неясным и непубличным выбор счастливчиков. Примечательно также, что решение о распределении имеющихся у Фонда ресурсов между программами (3%-й и 14%-й) регламентируется его внутренними решениями. Так, к примеру, в 2009-м в распоряжении Фонда оказалось немногим более 26 млн грн. - средства, полученные в счет погашения ранее выданных кредитов, - которые направил на финансирование более дорогой программы.

В Счетной палате уверены, что действующие механизмы получения кредитов доступны для состоятельной молодежи. И с этим сложно не согласиться, ведь нужно вписаться не только в возрастные рамки, но и подтвердить свою платежеспособность. Хотя новые действующие программы и определяют участие заемщиков 6% стоимости квартиры, однако фактически первоначальный платеж нередко достигает 25%, что обусловлено лимитами как в отношении метража, так и стоимости квадратного метра.

Сделать кредит более доступным Фонд мог бы благодаря введению прогрессивной шкалы ставок. В таком случае заемщик в течение первых пятидесяти лет платит минимальные проценты. А в дальнейшем, с постепенным ростом благосостояния, его выплаты по кредиту растут. Это сократило бы и срок выплаты кредита, и увеличило бы поступления в Фонд.

"Чтобы программа выполняла свое первоначальное предназначение - решение жилищного вопроса молодых семей, - должен быть мораторий на отчуждение такой квартиры на срок не менее десяти лет, - убежден Николай Толмачев, генеральный директор компании "ТММ". - Подобный мораторий сейчас не предусмотрен, что оставляет возможность для спекуляций с недвижимостью особо предприимчивыми гражданами".

Предприимчивость, впрочем, проявляют не только отдельные граждане, но и министерства и ведомства - им регулярно выделяются средства из бюджета на решение жилищных вопросов, в том числе и относительно молодых специалистов. Также до недавнего времени был распространен механизм выделения земельных участков, которые чиновники впоследствии отдавали в субаренду коммерческим структурам для строительства жилья в обмен на получение определенного количества квартир в возводимом доме.

Но механизм распределения этого жилья не прозрачен. Да и сведенной информации о реализации таких программ и совместных с бизнесом проектов, у властей нет - Минрегионстрой только планирует в 2010 году начать сводить такую информацию. Станет ли она достоянием общественности - большой вопрос. Ведь может оказаться, что на решение жилищного вопроса страна потратила миллиарды, но очередников от этого не убавилось.