ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2
ЖК Оберег 2 от 13'500 грн/м2
ЖК Печерск Холл от 24'000 грн/м2
ЖК RYBALSKY рассрочка до сдачи
ЖК Петровский квартал от 10'100 грн/м2
КГ Альпен Парк от 90'940 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Cмогут ли новые мэры повлиять на зарплаты и тарифы

10.11.2015 | 09:40

Новые мэры смогут благоустроить город, сменить чиновников, но не смогут повлиять на зарплаты и некоторые тарифы

906756d49c0fe6dee85e24fa71329e64 В большинстве украинских городов уже известны имена новых мэров. О том, выполнения каких обещаний стоит ждать от городских голов и на что может повлиять местная власть.

Могут ли мэры снизить тарифы на ЖКХ

До 2014 года, в Законе Украины о местном самоуправлении говорилось, что городские советы имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на бытовые, коммунальные, транспортные и другие тарифы, кроме тарифов на захоронение бытовых отходов.

Однако народные депутаты приняли изменение № 1198-VII, в результате которого местная власть больше не влияет на тарифы на отопление, электроэнергию, холодную и горячую воду, водоотвод. С 2014 года их устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.

Как пояснил директор Центра анализа та разработки законодательства Ассоциации городов Украины Ярослав Рабошук, городская власть все еще назначает тарифы на воду и тепло в маленьких городах. Помимо этого, в компетенции мэров всех городов – тарифы на содержание домов и придомовой территории, так называемая "квартплата".

"Для маленьких городов, где меньше 40 тыс. абонентов пользуются водой, тарифы на водоснабжение назначает городская власть. Также в маленьких городах городская власть назначает тарифы и на тело", – говорит эксперт.

В то же время мэры больших городов пользуются теми тарифами, которые для них определяют в Киеве. "В больших и средних городах тарифы на воду, тепло определяет Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, которая находится в Киеве", – говорит Рабошук.

Премьер-министр Арсений Яценюк еще перед выборами заявил, "тарифы определяются только центральной властью". Однако местная власть может повлиять на сумму, которую горожане тратят на оплату услуг ЖКХ: утеплить жилые дома, поменять окна, помочь оформить субсидию, установить счетчики горячего водоснабжения и централизованного отопления.

К примеру, в Киеве до конца года обещают установить 4 тысячи теплосчетчиков. Это особенно поможет сэкономить жителям многоэтажных домов, которые очень часто переплачивают за потребления тепла.

Медицина и образование

В городах областного значения мэры отвечают за состояние медицины (первичной и вторичной) и образования (дошкольного и школьного). Для этого из государственного бюджета выделяют необходимые средства.

Первичная медицинская помощь – лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений. Ее оказывают в амбулаторных условиях или по месту жительства. Вторичная (специализированная) медицинская помощь оказывается врачом-специалистом, она включает лечение в стационаре.

"Центральная власть делегирует мэрам городов областного значения свои полномочия и доверяет им ответственность за медицину и образования, для этого выделяются необходимые субвенции из государственного бюджета", – отметил эксперт Ассоциации городов Украины.

Также, согласно Закону о местном самоуправлении, городской голова имеет право назначать и увольнять руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов власти, предприятий, учреждений и организаций, которые находятся в коммунальной собственности. При этом мэр не имеет права назначать руководителей дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений.

"За кадровую политику отвечает мэр. Именно он отвечает за выполнения тех задач, которые ставил перед собой, баллотируюсь на должность. Некоторые должности, например, заместителя городского головы, назначаются по выдвижению мэров городским советом. Зачастую еще до выдвижения кандидатура обсуждается с депутатским корпусом. Поэтому очень важно, чтобы не было противостояния между горсоветом и мэром", – отмечают в Ассоциации городов Украины.

Благоустройство города и привлечение инвестиций

По словам Ярослава Рабошука, городской голова также отвечает за благоустройство города и привлечение инвестиций. Помимо этого, если будет принят соответственный законопроект, в подчинении у городской власти появится так называемая "муниципальная полиция" ("муниципальная варта").

Финансировать "стражей" будет местная власть. "Варта" займется решение местных проблем. Например, в Кривом Роге, как планирует законодатель, "муниципальная варта" будет противостоять наркомании, а в Киеве – проблеме неправильной парковки.

В то же время городские головы не влияют на размер социальных выплат, зарплат и прожиточный минимум.

Как заявлял ранее Яценюк, местная власть не может повлиять на введение контрактной армии. После выборов ввести контрактную армию — нереально, пояснил премьер: "Решение о введении контрактной армии является исключительной компетенцией президента и правительства. Это наша политическая цель — сделать и сформировать в Украине профессиональную армию, и мы движемся к этой цели уже последних 18 месяцев". Ну а обязанность местных депутатов — заниматься проблемами демобилизованных.

Как на полномочия мэров повлияет децентрализация

Мэры, которых выбрали в результате прошедших выборов, почувствуют на себе только бюджетную часть децентрализации. Она уже действует – бюджет городов значительно вырос за счет перераспределения налогов.

Новые функции будут выполнять депутаты созданных объединенных громад. Выбирать их будут только в 2017 года, если соответствующий законопроект примут.

"Сейчас выбирают депутатов и мэров на каденцию в два года, за это время наработается вся документальная база для создания громад, это должно произойти до конца 2017 года", – отмечают в Офисе реформ.

Депутаты и мэры крупных городов, большинство из которых в громады объединяться не спешат, изменения от децентрализации, уверен директор офиса реформ в Запорожской области Александр Свистун, не почувствуют – будут работать так, как и работали раньше, но с большим бюджетом.

Городская власть в результате децентрализации будет самостоятельно формировать свой бюджет, будут распоряжаться землями, которые находятся за пределами населенных пунктов (раньше этой землей распоряжалась РГА), также будут управлять муниципальной милицией (вартой).

Политолог Вадим Карасев уверен, на местных выборах "очень высокие ставки" в связи с расширением полномочий власти на местах и возможности "двинуться дальше" на будущих парламентских выборах.

"Во-первых, последствия децентрализации и передачи полномочий на места – городские советы будут иметь больше полномочий. Отсюда стремление политических сил побороться за ключевые регионы, в которых после выборов будет больше прав. Во-вторых, новые политические силы пытаются получить региональное электоральное базирование, получить "электоральные якоря", чтобы затем двинуться дальше ", – говорит политолог.