ЖК Rybalsky от 31'040 грн/м2
ЖК Петровский квартал от 9'900 грн/м2
Квартиры в Турции от застройщика
ЖК Park Avenue VIP от 45'000 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Кто пытается монополизировать рынок риелторских услуг?

20.08.2013 | 13:20

В ближайший год сфера риелторских услуг может быть монополизирована. Именно на это направлен новый законопроект, предложенный министерством к обсуждению. По мнению экспертов, подобные сценарии уже были реализованы на рынках аудиторских и оценочных услуг.

В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) настаивают, что одобрение законопроекта «Об особенностях осуществления риелторской деятельности» позволит создать систему защиты потребителей услуг и обеспечить высокий уровень профессионализма участников рынка.

«Для Украины очень актуально принятие профильного закона о риелторской деятельности. Разработанный документ будет определять правовые, экономические и организационные основы в этой сфере, подготовленные с учетом прогрессивной международной практики», — утверждает директор департамента государственной регуляторной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Игорь Шевердин.

Однако игроки рынка уверены: задача данного нововведения более приземленная. «Всем работающим в недвижимости стоит готовиться к монополизации сферы. Рынок аудита и ценных бумаг уже подмяли, оценщики в процессе, — еще за неделю до вынесения законопроекта на обсуждение сообщала «ВВ» президент Лиги экспертов Украины Светлана Бовсуновская, — тем более что риелторам будет очень сложно защищаться. Если у нас есть хотя бы закон об оценочной деятельности, то у них такого норматива нет. Закон о риелторской деятельности может быть принят в одну ночь, а завтра начнут обучать и сертифицировать только «нужные» компании, все остальные останутся за бортом».

Не опять, а снова

«Потуги урегулировать рынок риелторской деятельности предпринимаются постоянно: это четвертая версия законопроекта, которая выносится на обсуждение за последние полтора года. Впервые подобный норматив был подан летом 2011­го по инициативе депутата ВР Игоря Прасолова и при консультационном участии общественной организации «Риелторская палата Украины». Однако тот документ не выдерживал никакой критики: он был разработан непосредственно под эту общественную организацию, которой отводилась роль регулятора рынка. Именно поэтому игроки приложили максимум усилий для блокировки данного проекта», — рассказывает «ВВ» президент Ассоциации специалистов недвижимости Украины (АСНУ) Сергей Злыдень.

После этого Администрация президента дала поручение Кабмину создать законопроект с учетом необходимых поправок. В итоге в феврале 2012 года было созвано первое заседание рабочей группы, в которую входили профильные министерства и комитеты, а также представители ВР и общественных организаций. Однако в новой версии норматива риелторов не устроили два момента: ограничение максимального тарифа комиссионных и страхование деятельности, т. е. сведение к минимуму роли профессиональных организаций. Как считает Сергей Злыдень, первое условие ограничивает ведение предпринимательской деятельности как таковой, а второе может быть использовано для монополизации сферы, так как предложить мелким игрокам рынка неподъемную сумму страхового взноса будет несложно.

Эти же спорные моменты перешли и в теперешний вариант законопроекта. Кроме того, добавился еще один — администрирование рынка со стороны государства. В частности, вводится обязательная сертификация риелторов и внесение их в реестр. Причем, скорее всего, эти функции будут закреплены за Минэкономики, учитывая, что нынешним министром МЭРТ является не кто иной, как Игорь Прасолов.

Кто в выигрыше?

По мнению опрошенных экспертов, от принятия такого закона выиграть могут только «Семейные» риелторы. В то же время ни конечный потребитель, ни государство изменений не заметят. Потребителя интересуют три вещи: качественное обслуживание, стоимость услуг и гарантия безопасности сделки. Но даже с принятием данного закона риелтор все равно не сможет проводить какие­либо проверки. Чтобы это произошло, нужно вносить изменения в другие законы.

Ничего хорошего не сулит и ограничение комиссионных на уровне не более 3% от суммы сделки. Ведь сегодня этот показатель плавает в пределах 2–2,5%. И если сейчас у клиента есть возможность торговаться и находить риелтора «по карману», то после введения ограничения все будут работать именно за указанные 3%.

В то же время государство не получит никаких дополнительных поступлений в бюджет. «Дело в том, что договоры на комиссию официально никто проводить не будет. А значит, и не будет базы для налогообложения. В Украине уже давно безуспешно пытаются контролировать рынок аренды квартир. Но пока что сборы платят только те, кому это нравится, остальные 90% работают в тени», — поясняет эксперт консалтинговой компании SV Development Сергей Костецкий.

Чтобы не допустить законодательных перекосов и возможной монополизации сферы недвижимости, члены АСНУ готовят письмо­обращение к премьер­министру Украины Николаю Азарову и главе Минэкономразвития. В частности, в нем будет указано, что к разработке данной версии закона не привлекались общественные организации и игроки рынка, а также то, что жесткое администрирование со стороны государства идет вразрез как с европейским опытом, так и с официальным курсом Украины на дерегуляцию экономики.