ЖК Parkland от 18'500 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
ЖК Петровский квартал от 10'100 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2
ЖК Печерск Холл от 24'000 грн/м2
ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

К чему приведет Украину новый Трудовой кодекс?

15.06.2012 | 10:15

Власть и независимые обозреватели дают противоположные комментарии относительно проекта нового Трудового кодекса, находящегося на рассмотрении в парламенте, пишет Анастасия Зануда, BBC Україна.

Первое чтение нового Трудового кодекса состоялось еще в 2008 году – во времена президентства Виктора Ющенко и премьерства Юлии Тимошенко.

В апреле этого года стало известно, что парламентское большинство во главе с Партией регионов готовит второе чтение кодекса.

Ранее президент Виктор Янукович заявлял, что выступает за принятие нового Трудового кодекса до конца этого года.

Спокойствие и прогресс

Однако после того, как количество негативных оценок этого кодекса от независимых экспертов стало расти, а независимые профсоюзы провели акцию протеста против него в конце мая, вице-премьер и министр социальной политики Сергей Тигипко, известный своим лоббированием нового Налогового кодекса, принятие которого повлекло массовые протесты предпринимателей, заявил, что отложил бы рассмотрение нового Трудового кодекса на время после выборов:

"Я бы сейчас не принимал его. Нам нужен покой. Такие важные документы должны приниматься после общественных дискуссий. Я бы это сделал после выборов", - заявил парламентарий.

В то же время Сергей Тигипко, со ссылкой на оценки экспертов Международной организации труда, сказал, что в нынешнем виде новый украинский Трудовой кодекс "мог бы попасть в 30-40 лучших трудовых кодексов европейских стран" (при том, что официально в ЕС сейчас входят 27 стран, и еще 6 претендуют на членство).

Член парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда, и бывший председатель Федерации профсоюзов Украины, регионал Александр Стоян также говорит, что в целом новый кодекс является намного более прогрессивным, чем тот, который действует сейчас еще с советских времен:

"Из-за отсутствия нового кодекса, страдают простые люди, рабочий класс, поскольку многое изменилось за эти годы - появились работодатели, частная собственность, и в этих условиях особенно важно защитить работников. Этот кодекс учитывает европейский опыт, европейскую Хартию социальной защиты.

Он защищает интересы простого человека. Он усилил права профсоюзов. И при этом более чем на 40% в нем осталось того позитивного, что было в старом кодексе. То есть, если одним словом сказать, то это аккумуляция всех законов, наработанных за годы независимости в сфере социально-трудовых отношений", - говорит Александр Стоян.

Среди конкретных позитивов нового трудового законодательства депутат называет 30% надбавку за работу в ночные смены, тогда как ранее она составляла 20%, или гарантию сохранения рабочих мест даже в случае, когда предприятие меняет профиль.

Александр Стоян также отрицает, что кодекс содержит норму об увеличении рабочего времени с нынешних 40 часов в неделю до 48 часов, о которой часто вспоминают критики законопроекта:

"Такого нет. Прописана точно так же, как и в старом кодексе, норма о 40 часах рабочего времени в неделю. Но есть сверхурочные рабочие часы. По нынешнему закону они являются неограниченными, а мы их ограничили 48 часами в неделю, т.е. 12 часов в день, если есть производственная необходимость - и не больше", - говорит депутат от Партии регионов, и объясняет критику законопроекта "желанием попиариться" у некоторых лидеров независимых профсоюзов.

"Еще не рабство, но уже крепостничество"

Вместе с тем, как говорит председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак, если Трудовой кодекс узаконивает возможность 48 часовой рабочей недели при наличии "производственной необходимости", то ничто не сдерживает предпринимателей воспользоваться такой возможностью.

В целом, по оценке эксперта, новый Трудовой кодекс рассчитан прежде всего на защиту прав именно работодателей, а не работников:

"Новый Трудовой кодекс - не рабство, но, как минимум, крепостничество. И вообще, это не трудовой кодекс, это кодекс капитала. Давайте конкретно сравним, что было в старом кодексе 1971 года, и что предлагается сейчас. Согласно действующему кодексу - рабочая неделя - 40 часов, а согласно проекту нового кодекса - 48 часов с узакониванием 12-часового рабочего дня.

Ясно, что такая практика существует и сейчас, но сейчас это нелегально и от безысходности, а теперь это будет легализовано. Или, например, материальная ответственность: если сейчас эта ответственность возложена только на определенных руководящих лиц, то по новому кодексу - на любого работника.

Чрезвычайно упрощается процедура увольнения, а также нивелируется институт профсоюза, поскольку теперь даже увольнение работника может состояться без его согласия. Идем дальше: женщины с детьми до 3 лет лишены права на аттестацию, то есть фактически на карьерный рост", - говорит Андрей Новак, отмечая, что этот перечень можно продолжать, и заключает: в новом Трудовом кодексе нет ни одной нормы, которая бы улучшала трудовые отношения для наемного работника.

Экс-заместитель министра социальной политики, а ныне эксперт Центра Разумкова Павел Розенко подтверждает, что если новый проект Трудового кодекса и содержит какие-то улучшения, то они касаются только предпринимателей. Именно этим эксперт объясняет поддержку законопроекта со стороны нынешней власти, среди представителей которой есть много владельцев крупных предприятий:

"Идет существенное ограничение ответственности работодателя перед работником и расширение круга их полномочий. В целом, трудовое законодательство - это своеобразный баланс между правами работника и правами и желаниями работодателя. У них диаметрально разные интересы, и трудовое законодательство призвано как-то их уравновесить.

В нынешнем трудовом законодательстве этот баланс, в принципе, уже существует. На мой взгляд, новая версия Трудового кодекса именно этот баланс нарушает с усилением прав работодателей и ослаблением прав работников.

Например, чего стоит право работодателя издавать собственные акты без согласования как с работниками, так и с профсоюзами. Или возможность увольнения работника за разглашение коммерческой тайны, содержание которой определяет сам работодатель. Или легализация возможности видеонаблюдения за сотрудниками. И этот перечень можно продолжать бесконечно", - говорит бывший заместитель министра социальной политики.

Павел Розенко также говорит, что все эти замечания к законопроекту, а также напряжение и непонимание, которое он вызывает в обществе, что признают уже и представители власти, свидетельствуют о том, что законодательные документы такой важности необходимо принимать конституционным большинством в 300 голосов, а не, как говорит эксперт, "по отмашке одного депутата".