ЖК Parkland от 18'500 грн/м2
ЖК Сонцтаун от 13'100 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
ЖК RiverStone от 30'000 грн/м2
ЖК Park Avenue VIP от 45'000 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Налог на роскошь в Украине: кому и за что придется платить?

01.06.2012 | 09:45

Введение такого налога могло бы неплохо наполнить бюджет, уверена Елена Волянская, старший юрист LCF LAW GROUP. Только вот никто толком не может определить что собой должен представлять «налог на богатство».

Введение такого налога могло бы неплохо наполнить бюджет, уверена Елена Волянская, старший юрист LCF LAW GROUP. Только вот никто толком не может определить что собой должен представлять «налог на богатство».

Вопрос о том, вводить или не вводить так называемый «налог на богатство» давно перестал быть дискуссионным. Представители, пожалуй, всех политических сил единодушны в том, что вводить налог на роскошь нужно.

Реализация такой инициативы увеличит объемы поступлений в бюджет, будет способствовать установлению социальной справедливости, и даже, в какой-то мере, должна снизить напряженность в обществе в условиях углубляющегося раскола между доходами различных групп населения.

Однако все инициаторы законопроектов, в том числе и представители правительства, имеют свое видение того, что собой должен представлять «налог на богатство».

Верховной Радой Украины начиная с 2008 года зарегистрировано немало различных проектов законов по данному вопросу. Только к маю 2012 года зарегистрировано как минимум три проекта закона:

  • от 26.01.2012 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (об установлении новых ставок налога с доходов физических лиц и налогообложения отдельных транспортных средств, которые могут быть отнесенными к предметам роскоши) инициаторы – БЮТ;
  • от 15.03.2012 – «О внесении изменений в НК Украины (о внедрении прогрессивной системы налогообложения и налога на роскошь») инициаторы – представители компартии Украины, 13.04.2012 – «О внесении изменений в НК Украины (о местных налогах и сборах), снова БЮТ.

Законопроект, инициатором которого называют Юрия Колобова, главу Минфина Украины, ВРУ пока не зарегистрирован, но его проект уже активно обсуждается. Как видим, все представители политических сил в преддверии выборов в парламент готовы привлечь электорат популярными законодательными инициативами.

К сожалению, ни один из представленых законопроектов нельзя назвать в полной мере соответствующим его назначению.

Большинство законопроектов предусматривает взимание налога с владельцев так называемых «предметов роскоши» или «предметов статуса». К ним отнесены владельцы самолетов, вертолетов и судов, автомобилей с объемом двигателя превышающим (по разным законопроектам) 3л., объектов недвижимости: квартиры жилой площадью более 120 кв. м или дома площадью более 250 кв. м, а в законопроекте КПУ – квартиры площадью 250 кв.м. и дома, площадью более 450 кв.м. Также планируется введение прогрессивной системы налогообложения доходов, в зависимости от их размера.

Но как один, все авторы законопроектов «забыли» упомянуть, что предметами роскоши являются также и драгоценности, дорогие статусные часы, антиквариат, мобильные телефоны, шубы и другие предметы. Между тем, стоимость таких объектов может превышать стоимость как автомобиля, так и даже квартиры.

Кроме того, следует учесть, что действующая в нашей стране система декларирования доходов (а не расходов, как в большинстве развитых стран), позволяет оставлять «в тени» бОльшую часть доходов состоятельных людей.

Также многие из них имеют возможность оформлять право собственности на объекты недвижимости на юридических лиц, в т.ч. и нерезидентов, впоследствии, например, арендуя у них эти объекты.

Все это, по сути, делает более уязвимым перед новым налогом не по настоящему богатых людей, а небольшую прослойку среднего класса, которые только стали собственниками, например, первой в их жизни квартиры и автомобиля..

В то же время, не исключено, что публичные состоятельные люди будут без особых трудностей и с охотой такой налог уплачивать, возможно, даже проводя небольшие пиар-компании с освещением обложенных налогом объектов и уплаченных сумм. Но это вряд ли позволит системе работать и по-настоящему обеспечивать пополнение бюджета.

И конечно же, не нужно забывать, что в целом практика введения такого налога является прогрессивной сама по себе. Большинство развитых стран давно использует возможность взимать дополнительные средства с действительно богатых людей, и несомненно Украина нуждается в том, чтобы наша фискальная система была приближена к мировым стандартам.

Но к сожалению, обилие законопроектов, обсуждение их сильных и слабых сторон, мало что изменит в обществе без наличия воли у парламентского большинства и принятия хотя бы одного из них.