Лучшие нотариусы найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Лучшие адвокаты найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию

Пополнит ли налог на недвижимость местные бюджеты?

10.02.2012 | 13:15 Раздел: Налогообложение Источник: MEGET

С 1 июля 2012 года в силу вступит статья 265 Налогового Кодекса Украины, согласно которой будет взиматься налог на недвижимое имущество.

Этот вид налога существует практически во всем цивилизованном мире, но у нас в Украине принятие этой нормы затянулось на долгие 17 лет.

Между тем, для Крыма, особенно для курортных регионов, где за последние годы как грибы после дождя расплодились «сиротские уголки» с особняками и апартаментами, этот налог мог бы существенно увеличить поступления в местную казну.

К слову, взимать налог на недвижимость должны были с 1 января 2012 года, но депутаты решили оттянуть дату принятия данной нормы Налогового кодекса еще на полгода, понимая, что данный вид налога в первую очередь коснется их, любимых…

Кто должен платить и сколько?

Плательщиками налога на недвижимость, согласно Налоговому кодексу, являются граждане Украины, физические и юридические лица, а также нерезиденты, имеющие недвижимое имущество на территории Украины.

К объектам жилой недвижимости согласно п. 14.1. 129. и 14.1. статьи 14 Налогового кодекса Украины отнесены жилые дома, жилые дома усадебного типа, пристройки к жилому дому, квартиры, комнаты в многосемейных квартирах, коттеджи, дачные и садовые дома.

Не будет взиматься налог с объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности государства или территориальных общин (их совместной собственности); объектов жилой недвижимости, расположенных в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенных законом; общежитий и объектов жилой недвижимости, принадлежащих многодетным семьям и приемным семьям, в которых воспитывается трое и больше детей, но не более одного такого объекта на семью.

Помимо этого от взимания налога освобождены здания детских домов семейного типа, а также садовые или дачные дома, при условии, что на одного налогоплательщика приходится не более одного такого объекта.

Ставки налога устанавливаются сельским, поселковым или городским советом. Платить налог нужно будет за каждый лишний квадратный метр жилой площади. Владельцы квартир, жилая площадь которых не превышает 240 квадратных метров, и жилых домов, площадью не более 500 квадратных метров будут платить 1% от размера минимальной заработной платы.

Для владельцев квартир и жилых домов, жилая площадь которых превышает указанные нормы, сумма налога составит 2,7 процента размера минимальной заработной платы за каждый лишний квадратный метр. При этом не уплачивается налог за 120 квадратных метров в квартирах и за 250 квадратных метров жилья в жилых домах.

«Таким образом, если квартира имеет площадь 145 кв. метров, то платить 1% от размера минимальной заработной платы придется только за излишки, т.е. за 25 квадратных метров», — пояснили «Центру» в отделе взаимодействия со СМИ и общественностью Государственной налоговой службы в АР Крым. Напомним, что размер минимальной заработной платы устанавливается законом на 1 января текущего года и меняется в течение календарного года.

Так, на 1 января 2012 года размер минимальной заработной платы составляет 1073 грн. Итак, в данном случае нужно будет уплатить за 25 квадратных метров из расчета 10,73 гривны за каждый кв. метр. Итого получается 268, 25 гривен.

Точно также рассчитывается сумма платежа для владельцев жилых домов: из реально существующих квадратных метров нужно будет вычесть 250 кв.м. Так что, владельцы недвижимости, у которых 20-60 кв. метров жилой площади могут спать спокойно, им этот налог точно уплачивать не придется.

Платить налог нужно будет по месту регистрации объекта жилой недвижимости, т.е. если живете в Симферополе и имеете особняк, к примеру, в Алуште, то налог придется платить, при условии превышения нормы жилплощади, в обоих городах. Налог платится один раз в год.

Причем, для физических лиц сумму налога начисляет орган Государственной налоговой службы (ГНС) и направляет налоговое уведомление-решение до 1 июля отчетного года. А юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 1 февраля этого же года подают органу ГНС по местонахождению объекта налогообложения декларацию по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными частями поквартально.

«Уплатить налог налогоплательщики физлица обязаны в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения, а юридические лица ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с отражением таких сумм в годовой налоговой декларации», — разъясняет законодательные требования начальник отдела взаимодействия со СМИ и общественностью ГНС в АР Крым Ольга Сверкунова.

В случае, если в течение года меняется собственник объекта недвижимости, т.е. продали квартиру или дом либо передали по наследству, то налог исчисляется для предыдущего собственника за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения, а для нового собственника – начиная с месяца, в котором возникло право собственности. Орган государственной налоговой службы направляет налоговое уведомление-решение новому собственнику после получения информации о переходе права собственности.

БТИ не будет… Что взамен?

Все бы это было замечательно, если бы не одно но… Дело в том, что владельцами информации о собственниках жилья на сегодняшний день являются Бюро технической инвентаризации, так называемые БТИ. И как это не парадоксально звучит, документация в этих органах хранится в основном на бумажных носителях.

Поэтому было принято решение о создании Государственного реестра прав на недвижимое имущество, который станет единственной национальной информационной системой, содержащей информацию об объектах недвижимости, права на них, а также о субъектах таких прав.

Новая система регистрации основывается на «Порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество» и «Порядке предоставления выписок из Государственного реестра прав на недвижимое имущество», утвержденных постановлением Кабинета Министров в июне 2011 года, а также регламентируется Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их ограничений» и другие законодательные акты Украины.

Согласно данным законодательным актам администрирование реестра будет осуществлять вновь созданная Государственная регистрационная служба Украины (Укргосреестр), действующая при Министерстве юстиции. Начать свою деятельность эта служба должна была с 1 января 2012 года.

Однако в декабре 2011 года Верховной Радой Украины был принят закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения реализации прав на недвижимое имущество и их обременений при их государственной регистрации», согласно которому срок осуществления полномочий Укргосреестра по регистрации объектов недвижимого имущества был перенесен на один год.

И в Государственной налоговой службе вполне обоснованно опасаются, что в июле налоговики столкнутся с проблемой взимания налога на недвижимость по причине отсутствия базы налогообложения.

«Такое ощущение, что это интересует пока только налоговую. С нас спросят, а мы не знаем, сколько квадратных метров занимает жилая площадь и сколько мы должны собрать денег, не знаем, к чему привязываться», — поясняет сложившуюся ситуацию и.о. заместителя председателя ГНС в АР Крым Сергей Крюков.

Он считает, что существующее положение дел нужно менять и в срочном порядке создавать базу данных. «Мы будем инициировать принятие постановления правительства об усилении подготовительной работы. Совместными усилиями нужно обсчитывать базу. Информацию нужно получить из ГАСК, БТИ», — говорит С. Крюков.

По информации пресс-службы Министерства юстиции Украины, на сегодняшний день в Украине уже создано 583 структурных подразделения территориальных органов юстиции, где будет осуществляться государственная регистрация имущественных прав на недвижимое имущество.

«Все они обеспечены соответствующими помещениями, осуществляются мероприятия по подключению этих органов к внешней сети передачи данных и создания точек доступа к Государственному реестру имущественных прав на недвижимое имущество», — цитирует пресс-служба председателя Государственной регистрационной службы Украины Леонида Ефименко.

Как сообщила «Центру» начальник регистрационной службы главного управления юстиции министерства юстиции Украины в АР Крым Ольга Саенко, в Крыму созданы 22 службы в городах и районных центрах автономии, которые готовы приступить к ведению реестра объектов недвижимости.

Когда эти службы приступят к исполнению своих обязанностей, зависит от того, внесут ли изменения в законодательство народные депутаты Украины. По словам Ольги Саенко, в настоящее время в Верховной Раде Украины на рассмотрении находится законопроект, согласно которому регистрационные службы по ведению реестра объектов недвижимости должны будут начать свою деятельность с 1 апреля 2012 года.

Но даже если законопроект будет принят, вряд ли можно гарантировать создание полной базы данных к июлю 2012 года: слишком большой объем информации подлежит обработке, т.к. в Бюро технической инвентаризации, повторимся, информация содержится на бумажных носителях. Не стоит ожидать и больших поступлений от данного налога, потому что нет гарантии, что предприимчивые граждане не используют схемы уклонения от налога.

По словам, и.о. председателя Государственной налоговой службы в АР Крым Сергея Крюкова, уже есть факты, которые создадут проблемы с налогобложением объектов недвижимости, расположенных в стометровой прибрежной зоне. Не секрет, что в Крыму активно рекламируется продажа апартаментов на берегу моря. И их покупают, а когда новые владельцы начинают оформлять право собственности, выясняется, что купили не квартиру…, а 1,5% акций гостиницы…

«Люди покупали квартиры, а оказалось, что у них 1,5 % ценных бумаг от гостиницы и не более того. Вместо продажи квартиры полпроцента акций», — говорит С. Крюков. И как в таком случае просчитать излишки жилплощади, если собственник — акционер или совладелец ценных бумаг?

Не исключено, что в процессе налогообложения объектов недвижимости появятся и иные проблемы, как это обычно происходит с введением чего-то нового и не апробированного. Тем не менее, на сегодняшний день главное – создание базы данных, чтобы налоговые службы могли получить информацию, какой жилой площадью обладает налогоплательщик и сколько налогов обязан уплатить. «Нам надо знать, сколько квартир у человека.

Выделить жилую площадь и определить сумму налога», — говорит С. Крюков. По мнению налоговиков, чтобы эта деятельность была эффективной, прежде всего, должны быть заинтересованы местные органы самоуправления, ибо налог на недвижимость – это дополнительный источник пополнения бюджета. Но, местные бюджеты пополняла и деятельность БТИ.

По оценкам экспертов, до 30% от всех поступлений получали местные бюджеты от деятельности этих хозрасчетных учреждений. А сколько поступит от нового налога, неизвестно. Ведь как говорится, лучше синица в руках, чем журавль в небе. Так что, сложно не согласиться с мнением налоговиков, что эффективность данного вида налога будет зависеть не только от них…

Rss лента новостей Просмотров: 1709
image