КГ Альпен Парк от 90'940 грн/м2
ЖК Печерск Холл от 24'000 грн/м2
ЖК Петровский квартал от 10'100 грн/м2
ЖК Parkland от 18'500 грн/м2
ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Земельные аферы в Украине: как не попасть в руки аферистов?

27.01.2012 | 09:30

Земельный участокИз нашей статьи вы узнаете, как обезопасить себя и близких от потери собственных соток или хотя бы свести к минимуму возможные проблемы. Если, конечно, еще не поздно.

Поздно — если участок уже продан неизвестным лицом, умудрившимся оформить документы на землю раньше вас. Или техническую документацию и государственные акты на надел, который вы считаете своим, подготавливают одновременно несколько «владельцев».

Земельная проблема коснется всех

Можно утверждать, что земельный вопрос интересует каждого украинца — и владеющего участком, и желающего получить сотки в собственность, или купить, продать, подарить, передать, получить надел в наследство. Рискуют абсолютно все.

Поскольку подавляющее большинство населения не владеет информацией о привязке земельных наделов к новым базам данных, созданным на основании последних аэро- и спутниковых съемок угодий страны.

Обобщенная информация находится в полном распоряжении Государственного агентства земельных ресурсов Украины и была доведена до руководителей областных управлений. Областное руководство, в свою очередь, направило на места районные базы данных.

После чего государственные земельные чиновники, не посвященные в глобальные проекты действующей власти, схватились за голову. И было от чего, ведь вся проделанная за последние годы работа по оформлению участков и выдаче миллионов государственных актов оказалась напрасной. Хотя не посвященных в масштабные планы земельной мафии редко назначают руководить региональными земельными ресурсами.

Как правило, все в теме, все давно проверены в единоличных и коллегиальных коррупционных схемах местного и национального значения. Ведь в земельные структуры по-прежнему отбирают по единственному признаку — степени физиологического и политического родства с действующей властью.

А людям остается лишь искать выход из создавшегося положения. Напомним, срок замены государственных актов на право владения землей на справки о присвоении кадастрового номера, то есть переход на новый вид правоустанавливающего документа на землю, отодвинули на один год.

Потому что, во-первых, чиновники не имеют понятия, что делать с предложенной реформой дальше, как это увязать с действующим законодательством, где набрать и как обучить специалистов? Не знают даже, какой вид будет иметь бланк нового документа, будет ли это основной документ, подтверждающий право собственника на сотки, или просто дублирующий ныне действующие акты?

Во-вторых, и это, пожалуй, главное, чиновникам нужно же втюхать согражданам миллионы неизрасходованных недавно отпечатанных на американские деньги актов?! Кстати, финансирование создания единого земельного кадастра Украины тоже проводится не без участия заграницы.

На реализацию этой программы кредит предоставлен Всемирным банком. Приходит ли в голову кредиторам хоть иногда контролировать, на что расходуются выделенные ими суммы? И кому нужен еще один реестр (если власть не знает, что с ним делать), к тому же в кредит?

Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью оказания финансовой и технической помощи развивающимся странам. В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают пять организаций: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, которые называются группой Всемирного банка.

Недавно «Вечерние Вести» писали о конфликте между бывшим Государственным комитетом земельных ресурсов Украины и заграничными донорами, выделившими миллионы долларов на оптимизацию процесса приватизации гражданами Украины своих участков.

В рамках программы наша сторона должна была быстро обеспечить актами всех желающих граждан. Но когда многочисленные скандалы в обществе и прессе по поводу многолетних километровых очередей объяснялись повсеместным отсутствием бланков и слухи дошли до доноров, американцы спросили, на что чиновники потратили деньги, раз проблема не решена.

Скорее всего, во избежание международного скандала «земельщикам» пришлось срочно отчитаться и напечатать кипы бланков. Теперь их нужно реализовать, очевидно, чтобы «отбить» валюту, которую пришлось засветить и израсходовать по назначению. Не исключено, что так же поступят и с кредитными средствами Всемирного банка.

Не потому ли принято решение привязать все населенные пункты к новым аэро- и спутниковым съемкам, тем самым умышленно втягивая миллионы украинцев в процесс переделки одних документов на другие. За деньги, конечно.

При этом большинство владельцев земли понятия не имеют не только о крупномасштабных государственных аферах, но и том, что границы их собственных участков теперь накладываются друг на друга, на соседские дома, хозяйственные постройки. То есть наделы не соответствуют прежним, отраженным в актах конфигурациям, что автоматически делает правоустанавливающие документы недействительными. Так что же делать?

Что делать, когда нет кадастрового номера

Решая проблему с приватизацией участка, заменой акта или получением кадастрового номера, нужно запастись терпением, необходимой для оформления надела суммой и помнить о цивилизованных отношениях с соседями — хозяевами смежных участков. Ведь никто из вас друг без друга не сможет оформить документы, поскольку по закону вы обязаны подписать друг другу акты согласования границ наделов и присутствовать при установлении межевых знаков.

И уж тем более соседи должны объединить свои усилия в борьбе с бюрократами и коррупционерами, если их участки оказались наложенными один на другой по указанной выше причине. Не исключено, что идеологи запущенной схемы рассчитывают на колоссальную прибыль от аферы с учетом, в том числе, и пресловутого «моя хата с краю».

Они уверены, что будут зарабатывать еще и на противостоянии владельцев смежных участков. Ведь при отсутствии добрососедских отношений каждая из конфликтующих сторон будет предлагать землеустроителям взятки за решение вопроса именно в свою пользу.

Самая трудная ситуация — у пожилых сельских жителей, владеющих участками на основании желтых актов без кадастровых номеров. Такие наделы уже сейчас невозможно ни продать, ни подарить, ни передать в наследство. Поэтому будущие наследники должны как можно скорее исправить ситуацию и заняться надлежащим оформлением документов. Для этого нужно нанять юриста, заключив с ним соответствующий договор, или, получив от родственника доверенность, самому взяться за решение проблемы.

И первое, что требуется сделать, — обратиться в агентство земельных ресурсов района, на территории которого находится участок, и выяснить, сохранилась ли техническая документация на интересующий участок.

Если так называемая «техничка» есть, при отсутствии накладок можно сравнительно быстро получить кадастровый номер. Если же документации нет и есть накладки, то придется заключить договор с землеустроительной организацией на ее изготовление и ждать в лучшем случае не менее двух–трех месяцев.

Если акт с кадастровым номером не будет получен своевременно, после смерти владельца участок переходит в собственность территориальной общины. Парадокс: получается, что кадастровый номер присваивается не земельному участку, а человеку. «Земельщики» рассказывают, мол, уже сейчас многие потенциальные наследники лишились возможности получить родительские наделы, особенно, если на них не было строений или здания не были зарегистрированы в БТИ, как это нередко случается из-за незнания или нехватки денег у сельских жителей.

Как не подарить, не купить и не продать кота в мешке

Желающим приобрести земельный участок необходимо проверить, соответствует ли предложенная продавцом конфигурация участка, отраженная в акте, действующей базе данных. Для этого нужно потребовать у владельца свежий акт выноса надела в натуре.

Этот документ впоследствии обезопасит покупателя от разбирательств с владельцами смежных участков, если существует накладка, о которой участники сделки не подозревают. А продавца от разбирательств с покупателем после того, как последний столкнется с проблемой во время переоформления земли на себя.

Так или иначе, но столь трудный вопрос вынуждены будут решать как минимум один из участников любой земельной сделки и два соседа — владельцы смежных участков. Что потянет за собой целую цепочку переделок документов. И случиться такое может в любом населенном пункте Украины.

Приведенный пример (см. схему) касается владельцев наделов, жителей с. Перегоновка на Киевщине. Почти все они не знают, что имеющиеся на руках акты недействительны, а кадастровые номера присвоены участкам с прежними конфигурациями, границы которых ранее «не налазили» на дома соседей. Одна из пострадавших в данной ситуации гражданка С. не может сделать документы на свой участок.

Чиновники и частные землеустроители настаивают, чтобы женщина либо подавала в суд на соседей, либо организовала переоформление документов всех семи участков, расположенных за ее наделом. С таким же «державным» подходом рискует столкнуться каждый землевладелец.

Случай с названным населенным пунктом не тупиковый, потому что, как следует из схемы, в конце злополучной улицы Чапаева есть свободная земля и «новые» границы можно просто передвинуть. Но этим должны заниматься либо местные органы самоуправления, либо отделы земельных ресурсов. А не рядовые граждане, которых, кстати, о произошедших с их участками изменениях не считают нужным даже поставить в известность.

Подобное возможно лишь потому, что деятельность земельного ведомства, невзирая на громкие заявления его руководителей, абсолютно непрозрачна из-за процветающей сверху до- низу коррупции и отсутствия доступа граждан к нужной информации.

Начальнику Государственного агентства земельных ресурсов Украины Сергею Тимченко

Информационный запрос

В связи с многочисленными жалобами граждан Украины на грубые нарушения их прав владения и пользования земельными участками работниками земельной сферы редакция всеукраинского издания «Вечерние Вести» просит вас предоставить информацию по следующим вопросам:

  • Сколько видов государственных актов существует в Украине на данный момент, почему желтые акты считаются менее значимыми и на каком основании граждане обязаны их менять (укажите нормативный документ)?
  • Кто ведет учет выдачи, остатков и утилизации бланков актов всех образцов (назовите конкретную организацию и руководителя) и несет ответственность за достоверность учетных данных?
  • Кто и на основании каких показателей рассчитывает потребность в количестве бланков перед их изготовлением?
  • Сколько, когда, кем и каких средств (бюджетных, донорских, кредитных) было всего израсходовано на изготовление бланков актов всех видов за весь период приватизации?
  • Сколько средств было выделено на изготовление бесплатных государственных актов, сколько было их напечатано, когда выделялся последний транш?
  • Какова процедура возврата пакета документов, поданных на бесплатную приватизацию (укажите нормативный документ) после ее прекращения?
  • Правомерно ли требовать от граждан, подавших ранее пакеты документов на бесплатную приватизацию и желающих их отозвать, писать заявления на имя начальников районных агентств земельных ресурсов с просьбой вернуть пакет? Почему возвращают лишь часть документов и какими нормативными актами регламентируются подобные действия?
  • Каков порядок присвоения кадастровых номеров и почему их нельзя впечатать или вписать в уже имеющиеся у населения акты?
  • Какими законодательными нормами предусмотрено повторное изготовление одних и тех же правоустанавливающих документов?
  • Почему возникают постоянные накладки земельных участков и почему владельцев участков об этом не уведомляют? Какими нормативными документами предусмотрено устранение технических ошибок и недоработок работников земельной сферы за счет граждан?
  • Правомерны ли требования местных чиновников оформлять дополнительные акты на сверхнормативные сотки, если площадь участка превышает положенную каждому гражданину в соответствии со ст. 121 Земельного кодекса Украины?