Продолжая разговор об оформлении права собственности на недвижимость, нельзя не затронуть вопросы, жизненно важные для жителей столицы, желающих стать собственниками жилья.
Дело в том, что в 2009 г. столичные власти приняли документ, которому на сегодняшний день подчиняется порядок оформления права собственности на объекты недвижимости. Речь идет о Распоряжении исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) от 27 октября 2009 г. №1227 (в ред. от 7.04.2010), которым утверждено Положение о порядке оформления права собственности на объекты недвижимого имущества в Киеве (далее – Положение).
Следует отметить, что названный акт значительно усложняет процедуру узаконивания прав собственника, расширяя перечень необходимых для этого документов, предусмотренный Временным положением о порядке госрегистрации прав собственности на недвижимое имущество.
Для оформления прав на жилые объекты недвижимости необходимо обратиться в Главное управление жилищного обеспечения исполнительного органа Киевского горсовета (далее – Главное управление жилищного обеспечения; Управление). Ведь, в соответствии с п. 5.1 Положения, именно это Управление оформляет права собственности и выдает свидетельства о праве собственности на жилые объекты недвижимости физическим и юридическим лицам.
Для выдачи свидетельства о праве собственности на объект недвижимого имущества в Управление подаются заявление, а также материалы текущей технической инвентаризации объекта недвижимости, оформленные соответствующим городским бюро технической инвентаризации. Также необходимо предоставить паспорт заявителя и справку налогового органа о включении собственника в государственный реестр физических лиц (идентификационный номер).
Однако не спешите вздыхать свободно, т. к. это далеко не весь перечень необходимых документов. В зависимости от того, регистрируется право собственности на "новострой" или происходит переоформление прав, пакет нужно будет дополнить.
Так, согласно п. 9.3 Положения, для оформления права собственности на построенные, перестроенные или реконструированные жилые дома, необходимо предоставить:
Кроме того, лицу, оформляющему право собственности на вновь построенное жилье, необходимо предоставить решение соответствующего органа о присвоении построенному объекту почтового адреса и документы, подтверждающие уплату паевого взноса на создание социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города. В некоторых случаях может потребоваться и документ о выделении идеальной доли в объекте недвижимости.
Для оформления права собственности на квартиру, предоставленную в пользование члену жилищного или жилищно-строительного кооператива, который полностью внес свой паевой взнос, согласно п. 9.5 Положения, необходимо предоставить справку кооператива, подтверждающую членство и полное внесение паевого взноса, ордер и выписку из решения органа местного самоуправления.
Примечательно, что для оформления права собственности на кооперативную дачу или, скажем, гараж, пакет документов несколько шире. В него входят:
Непосредственно заявитель должен предоставить справку кооператива о членстве и о полном внесении пая, а также государственный акт на право частной собственности на земельный участок.
Юридически закрепить свое право собственности необходимо не только на вновь созданное или приобретенное жилье. Перепланировка жилого помещения также требует соответствующего переоформления правоустанавливающих документов, иначе лицо, проведшее перепланировку квартиры, останется собственником, грубо говоря, квартиры, уже не существующей де-юре.
Впоследствии это может привести к невозможности распорядиться таким жильем: продать, подарить, обменять, не говоря уже о проблемах с наследованием. Поэтому при перестройке или реконструкции квартиры в многоквартирном жилом доме, кроме заявления, материалов БТИ, паспорта и идентификационного номера, в Управление жилищного обеспечения подаются:
Все документы предоставляются в оригиналах, нотариально удостоверенных копиях или копиях, соответствие которых оригиналу удостоверено юридическим лицом, выдавшим этот документ (п. 10 Положения). При этом срок рассмотрения поданного пакета документов не может превышать одного месяца со дня его поступления. По результатам рассмотрения и при положительном решении орган, осуществляющий оформление прав собственности, издает приказ об оформлении права собственности и выдает заявителю свидетельство о праве собственности на объект недвижимого имущества.