ЖК Сонцтаун от 13'100 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2
ЖК Петровский квартал от 10'100 грн/м2
ЖК RYBALSKY рассрочка до сдачи
ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Субсидий по коммуналке всем не хватит! Бюджет на всех не рассчитан

19.01.2011 | 10:00

Повышение стоимости коммунальных услуг станет одним из главных социальных потрясений 2011 г. Согласно официальным заявлениям чиновников и обязательствам, взятым перед Международным валютным фондом, тарифы на газ и электроэнергию должны быть пересмотрены дважды.

субсидии по коммунальным услугамПо расчетам экспертов, среднестатистической украинской семье в нынешнем году придется уплатить за коммуналку на 1700 грн. больше, чем в 2010 г. Столь значительный рост трат спровоцирует существенное увеличение количества претендентов на коммунальные субсидии. Но заложенных в бюджете на эти цели средств на всех может и не хватить.
Тарифы пошли в рост

Согласно ранее озвученным планам правительство намерено с 1 апреля повысить цены на электроэнергию на 100%, а с 1 августа еще на 39%. Стоимость газа должна подняться на 50% с 1 апреля. Дополнительное удорожание голубого топлива может произойти в августе. Однако с размером надбавки чиновники пока не определились. Впрочем, власти решили действовать с опережением графика.

На прошлой неделе НКРЭ приняла решение поднять с февраля цены на электроэнергию для населения, которое потребляет свыше 150 кВт/ч без электроплит и более 250 кВт/ч — с электроплитами. Повышенный на 30% тариф будет применяться к электроэнергии, потребленной сверх установленного лимита.

В НКРЭ посчитали, что в результате такого повышения энергокомпании смогут дополнительно заработать около 2 млрд грн. в год, что позволит уменьшить перекрестное субсидирование в отрасли.

Однако, как уверяет член комиссии Константин Теличко, более 34 млн жителей Украины (75%) будут платить за электроэнергию по старым тарифам, поскольку либо потребляют ежемесячно меньше установленного лимита, либо относятся к льготным категориям потребителей. Те же, для кого оплата за коммуналку превысит 15% совокупного дохода (10% для пенсионеров), смогут обратиться за государственной субсидией.

«Если брать в расчет летние месяцы, когда во многих регионах стоимость отопления не включается в платежки и количество получателей субсидий традиционно падает до уровня 200–300 тыс. семей, в среднем в 2011 году мы ожидаем около 1,3 млн получателей субсидий. То есть по сравнению с 2010 годом их число вырастет вдвое», — уточняют в Минсоцполитики.

Если в минувшем году средний размер ежемесячной субсидии составлял 164,1 грн. (1969,2 грн. в год), то в 2011 г. он увеличится до 228,15 грн. в месяц (2737,9 грн. в год). Но, несмотря на стабильный рост количества претендентов на коммунальные субсидии, предусмотренные на эти цели средства в бюджете остаются практически неизменными. В прошлом году на финансирование коммунальных субсидий предполагалось направить чуть более 5,9 млрд грн., в 2011 г. — 7 млрд грн., или всего на 18,6% больше.

Сколько должно государство?

В Минсоцполитики утверждают, что денег, выделенных в госказне на финансирование коммунальных субсидий, достаточно, чтобы полностью обеспечить потребности социально незащищенных слоев населения. Аналогичные заверения «ДС» услышала и в Ассоциации городов Украины: местные бюджеты способны справиться с финансированием субсидий, поскольку количество их получателей будет расти постепенно, по мере повышения тарифов.

«Говорить о прямой зависимости объемов субсидий и количества их получателей не приходится. Например, в 2009 и 2010 годах выделялся одинаковый размер субсидий — 5,9 млрд грн. Тогда как среднегодовое количество их получателей в 2009 году составляло 1,1 млн, а в 2010 году — 851 тыс. человек», — поясняют аналитики из Ассоциации городов.

Эксперты утверждают, что на субсидии существует отложенный спрос. По расчетам правительства, на сегодняшний день их получают около 1,5 млн семей (менее 10%). Тогда как, по мнению демографов, за чертой бедности пребывает как минимум 25% населения. «По нашим расчетам, общее количество домохозяйств, которые нуждаются в субсидиях, составляет не менее 4,7 млн. Тех семей, где вопрос субсидий стоит особенно остро, — порядка 13,5%, или 2,34 млн.

Но, закладывая нынешний объем финансирования коммунальных субсидий, правительство исходило из того, что за помощью к государству обратятся всего 7,44% домохозяйств. Таким образом, не менее 1,15 млн семей, нуждающихся в помощи, ее не получат. По нашим данным, только на компенсацию субсидий для одиноких граждан, которые чаще всего обращаются за помощью, необходимо будет выделить 6,2 млрд грн.», — рассказал «ДС» глава Национального форума профсоюзов Мирослав Якибчук.

По мнению бывшего первого заместителя министра социальной политики Павла Розенко, чтобы уложиться в оговоренную в бюджете сумму, придется искусственно снизить количество получателей субсидий. «Каждый губернатор понимает, что он не может запросить в Киеве больше, чем может дать бюджет. А поскольку он не заинтересован в том, чтобы наращивать долги по субсидиям и получить за это публичное порицание или вовсе быть отправленным в отставку, то заявляет количество претендентов на субсидии, соответствующее бюджетным возможностям. «Лишних» соискателей просто отсекают, скажем, выискивая формальные неточности в документах или искусственно затягивая рассмотрение дела», — уточнил г-н Розенко в комментарии «ДС».

Бедных лишат последней рубашки

При этом безнаказанно игнорировать коммунальные счета граждане уже не смогут. В конце прошлого года депутаты приняли закон, реанимирующий пеню за неуплату коммунальных услуг. С 1996 г. в стране действовал временный мораторий на взыскание пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, который предполагалось снять после полного погашения зарплатных долгов.

Однако желание правительства улучшить финансовое состояние «Газа Украины» преобладает над взятыми ранее социальными обязательствами. И теперь гражданам, несвоевременно оплатившим коммунальные счета, придется уплачивать еще и пеню. Ее размер и порядок начисления должен утвердить Кабмин. До 1996 г. начислялось 0,01% от суммы задолженности за каждый день просрочки, но не более размера задолженности. Один из вариантов Жилищного кодекса, которые обсуждаются сегодня, предполагает пеню в размере 0,1% такой задолженности ежедневно. Так что объемы грядущих финансовых санкций будут достаточно внушительными.

По данным Госкомстата, по состоянию на начало декабря 2010 г. долги населения за коммунальные услуги достигли 10,5 млрд грн. Учитывая рост стоимости газа и электроэнергии, а также искусственное ограничение доступа к государственным субсидиям, они станут стремительно расти в нынешнем году. Но затягивание оплаты коммунальных долгов будет чревато еще более печальными последствиями. Вступившие в силу изменения в Закон «О судебной системе и судоустройстве» упрощают процедуру взыскания коммунальных долгов: кредитор подает иск в суд, который вправе без вызова сторон на протяжении 15 дней рассмотреть заявление и вынести решение о взыскании долга без учета срока давности. Это означает, что неплательщику, чтобы погасить коммунальные долги, придется расстаться со своим ликвидным имуществом.

Именно поэтому профсоюзы намерены в суде оспаривать все повышения тарифов. Соответствующие иски уже поданы относительно августовского повышения цен на газ, и в Окружном административном суде Киева состоялись первые слушания по этому делу. «Основанием для обжалования является то обстоятельство, что размеры новых тарифов, время, сроки и процедура их внедрения не были предварительно согласованы с профсоюзами. А это является нарушением законодательства о профсоюзах и требований Генерального соглашения между социальными партнерами», — поясняет Мирослав Якибчук.

Профсоюзы также намерены обжаловать взыскание пени за коммунальные долги до тех пор, пока в законы «О жилищно-коммунальных услугах», «О теплоснабжении», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» не будут внесены изменения, предусматривающие ответственность коммунальных компаний за качество предоставляемых ими услуг.

Впрочем, учитывая полный контроль власти над судебной системой, надеяться на то, что профсоюзам удастся выиграть поданные иски, не приходится. А это значит, что граждане останутся беззащитными перед произволом власть имущих, прибравших к рукам коммунальных монополистов и безнаказанно взвинчивающих цены на их некачественные услуги.