Несмотря на мучительные потуги в принятии Налогового кодекса, реформаторские идеи правительство не покидают. Не так давно ныне уже экс-вице-премьер-министр по экономическим вопросам Сергей Тигипко заявил, что главная проблема страны - проблема бедности, причем годами она не решалась и не решается из-за боязни реформировать страну.
Но вот теперь настало другое время: «Мы знаем, что мы делаем. У нас абсолютно четкий план реформ развернут, и сегодня мы над ним работаем». После чего обратили свои светлы очи господа чиновники во главе с Азаровым, ничуть неомраченнным непрофессиональным Налоговым кодексом, на строительную сферу.
Жить и строить станет легче, заявили политики, а для покупателей жилье подешевеет на 20-40% в связи со снижением коррумпированности в строительной сфере! Так ли это разбирался портал "Политика и деньги".
Среди множества основополагающих документов на рассмотрение Верховной Рады недавно подан проект закона «О регулировании градостроительной деятельности», названный авторами чуть ли не революционным. Главное его отличие от ныне действующего состоит не в косметических правках, а в полном переосмыслении задач - так сказать, «в духе времени».
«Это будет очень интересное законодательство, которое мы наработали вместе со всей строительной отраслью и какие очень активно поддерживаются ею», - заявил С. Тигипко, под руководством которого данный документ и разрабатывался.
Поддержка этого документа строительными компаниями вполне объяснима: именно для их успешной деятельности сделаны уступки и поблажки, на которые другим - нестроительным компаниям даже надеяться не приходится. Значением отрасли, как локомотива роста экономики, объясняется и та поспешность, с которой законопроект создавался - на все про все ушло около полугода. И вот налицо - ряд новаций.
Количество документов уменьшится
Начнем с количества. Сейчас градостроительная деятельность регулируется множеством документов, часто абсолютно бесполезных. Законопроектом предполагается упразднить число разрешений в разы - с нынешних 93 до 23.
Теперь – сроки. Выделение земли под строительство сейчас занимает около девяти месяцев; при этом необходимо выполнить более 50 процедур. Само получение разрешения на строительство занимает 175 дней и требует более 90 документов. Новым документом процесс разрешения на получение земли сокращается сроком до 60 дней и количеством 6 процедур - причем, без прохождения депутатских комиссий и сессий.
Получение разрешения на строительство займет 50 дней, за которые потребуется оформить лишь 9 документов. Сама же разрешительная процедура - оформления и выдачи документа будет длиться не более 10 дней, чем в достаточной мере ограничатся аппетиты чиновников в поиске необоснованных придирок.
Более того - в случае обнаружения недостатков, ответственность за них будет нести не фирма, а проектировщик персонально. Правда, в теории, это может обернуться увеличением доли некомпетентных и безответственных застройщиков (что такое одна «летящая голова» при таких-то ставках!).
И все же авторы законопроекта уверены, что с его принятием расходы на оформление многочисленных разрешений и взятки чиновникам (которые по неофициальным данным сейчас составляют до 30% себестоимости жилья), уйдут в прошлое, а возможности получения коррупционных доходов сократятся на 90%.
"Отлучение от кормушки" коснется многих городских «распределителей», доблестных представителей МЧС, санэпидемстанции, экологов и т.д. Возможно, поэтому документ заведомо и вызывает аллергию у части «посвященных».
Впрочем, особенно переживать им не стоит: предлагаемое сокращение и упрощение разрешительных процедур вряд ли избавит строителей от дачи взяток в целом. Просто перераспределится ее «получатель» - сегодня компаниям приходится доплачивать за быстрое выделение земельного участка под застройку, что находится в компетенции горсоветов, а с принятием нового закона деньги придется нести в городские администрации – именно они будут уполномочены принимать решения о предоставлении земельных участков государственной и коммунальной собственности, так как именно этим документом исполнительные органы местных советов, с легкой руки Кабинета Министров, наделяются рядом новых полномочий.
Главы горадминистраций, как известно, нынче подконтрольны непосредственно Президенту. Вот вам и главный распорядитель средств строительной отрасли. В связи с этим понятно желание главы правительства, наделить исполкомы полномочиями распоряжаться землями государственной и коммунальной собственности, в частности, передавать бесплатно, продавать, предоставлять в пользование, аренду, утверждать проекты землеустройства по отводу земельных участков, а также технической документации, технических паспортов для торгов участками, если таковые проекты и документация требуются законом.
Есть вопрос и по ускоренному порядку выделения земли местными властями — с учетом того, что решение не будет принимать горсовет, а чиновники, теперь доступ к информации усложнится. Несмотря на обещание ее общедоступности, люди вряд ли смогут беспрепятственно узнать, где и под какой объект конкретно выделили землю.
К тому же застройка возможна только при условии наличия у населенного пункта Генерального плана и разработанного на его основе зонинга. В нем должна отрабатываться принципиальная композиция застройки, организация комплексной системы обслуживания и инженерного обеспечения, а также меры поддержания экологического равновесия. Это, собственно, европейская практика.
Приобретая землю под строительство, будущий владелец заранее осведомлен, что и в каком объеме он имеет право соорудить. Данная информация доступна каждому, и получить ее можно в считанные часы за небольшую плату. Если требования по участку расходятся с замыслом, у потенциального покупателя есть два пути – искать другой участок или менять замысел. Но приживется ли такая схема в Украине, пока сказать трудно.
Конечно, немаловажный аспект - оживение отечественной строительной индустрии, которая после кризиса оказалась в состоянии стагнации, а также устранение глубоко коррумпированной системы выдачи разрешений, которая приводит к удорожанию жилья и способствует поддержанию самого низкого показателя темпов строительства не только в Европе, но и СНГ: на душу населения в Украине строится 0,16 квадратных метров в год.
Другое немаловажное предназначение документа - привлечь внимание иностранных инвесторов. Ведь тогда инвестиционный процесс может значительно ускориться: временные затраты на получение разрешения на проектирование в сравнении с существующими сократятся, сойдут «на нет» излишние обсуждения и дискуссии.
Более того, принятие закона призвано снизить затраты строителей, а, значит, удешевить стоимость квадратных метров для потребителей от 20% до 40%. Впрочем, на это потребуется длительное время. А те, кто уже начал строить и соответственно понес определенные затраты, снижать стоимости не будут. Да и для полной реализации реформ потребуется еще немало времени.
Пока законопроект пройдет согласование и утверждение парламентом, пока его положения начнут претворяться в жизнь. В лучшем случае, на это уйдет полгода. К тому же в таких вопросах очень важна такая вещь, как политическая воля, с чем у нас все не настолько гладко. Тем не менее, премьер-министр Николай Азаров надеется на принятие Верховной Радой закона, упрощающего разрешительные процедуры в строительной отрасли, до конца текущего года и на его вступление в силу с 1 января 2011 года.
Хотя, как показывает практика, окончательная редакция документа может в корне отличаться от зарегистрированного законопроекта, у которого уже есть ряд недоброжелателей. Да и вообще, надо заметить, любые действия, направленные на повышение прозрачности бюрократических процессов, у нас традиционно наталкиваются на сопротивление.
Из явных минусов закона оппоненты небезосновательно называют уничтожение санитарной и экологической экспертизы как явления - вряд ли будущих жителей будут информировать о таких немаловажных аспектах их будущего жилья. Отсюда – вполне возможная на практике массовая застройка рекреационных зон. Плюс - лишение общественности права коренным образом влиять на планы и действия самих застройщиков. Она и сейчас не очень-то влияет, но хоть видимость оставалась.
Еще один щепетильный нюанс: подобное нововведение будет сопровождаться рядом непопулярных мер, одна из которых – мораторий на осуществление инвестиционной деятельности до момента разработки соответствующей градостроительной документации и введения зонинга. А это – вопрос не одного дня и наличия в распоряжении правительства немалых сумм.
По подсчетам Минрегионстроя, градостроительный кадастр на центральном и региональных уровнях, который должен появиться в процессе внедрения закона, обойдется в 500 млн. грн. Впрочем, это, по идее, не должно остановливать власть, взявшуюся за внедрение в жизнь столь масштабной задачи. «Готов ли Кабинет Министров осуществлять реформы? Готов. Готов ли он осуществлять непопулярные реформы? Безусловно, готов», - утверждает первый заместитель главы Администрации Президента Елена Лукаш.