ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2
ЖК Печерск Холл от 24'000 грн/м2
ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2
ЖК Parkland от 18'500 грн/м2
ЖК Петровский квартал от 10'100 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Судьба киевских МАФов: оставить — нельзя, убрать — невыгодно

05.10.2010 | 15:00

Киевская городская государственная администрация отложила внедрение столичной схемы размещения малых архитектурных форм до 1 января 2012 г. Такое заявление сделал на прошлой неделе заместитель председателя КГГА Александр Мазурчак.

«Планирование и утверждение такого документа потребует немало времени. Сначала необходимо разработать схемы установки МАФов по районам, а уже они должны быть сведены в одну городскую схему», — сказал он.

Такого же мнения придерживается и. о. замначальника Главархитектуры Андрей Вавриш, добавивший, что действующие СНиПы (санитарные нормы и правила) в отношении размещения МАФов сегодня «запутаны и неоднозначны». «Градостроительные нормы нуждаются в доработке, и мы будем этому способствовать. Например, на мой взгляд, в некоторых случаях можно разрешить размещение киосков на инженерных сетях», — говорит он.

У опрошенных «ДС» архитекторов эти заявления вызвали по меньшей мере удивление. Во-первых, на протяжении последних месяцев представители мэрии не раз заявляли, что большинство киосков и ларьков установлены с грубыми нарушениями законодательства. В первую очередь это касается конструкций, расположенных возле выходов из метрополитена, на остановках общественного транспорта, инженерных сетях и т. п.

По словам начальника ГУ контроля за благоустройством КГГА Сергея Рюмшина, только около 20% из почти 11 тыс. конструкций имеют разрешение на размещение от Главархитектуры, выданное им в соответствии с принятым Киеврадой в мае прошлого года Порядком размещения временных сооружений. Примерно 65% из них установлены на основании разрешительных документов, выданных райсоветами до 2008 г., а 15% вообще не имеют каких-либо документов. «Утверждение схемы размещения МАФов позволяет искоренить коррупцию из данной сферы и навести порядок, попутно сократив число конструкций до 5 тыс.», — неоднократно говорили представители новой правящей элиты города.

Во-вторых, киевские районы еще несколько лет назад разработали собственные схемы размещения малых архитектурных форм, которые еще в начале 2008 г. были сведены в единый документ. Но в сессионный зал Киеврады он так и не попал. Даже если он немного устарел, то, по мнению специалистов, для доработки данного документа достаточно одного-двух месяцев, значит, утвердить схему размещения МАФов вполне можно до конца нынешнего года.

Вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Георгий Духовичный считает, что перенос сроков утверждения схемы связан со скорым принятием в Верховной Раде нового Градостроительного кодекса, который, по его мнению, позволит узаконить все нарушения, допущенные при установке тысяч киосков в Киеве.

Другой архитектор, пожелавший остаться неназванным, добавил, что резкое сокращение числа киосков и ларьков и даже их перемещение в менее прибыльные для бизнеса места приведут к сокращению поступлений в бюджет, что невыгодно киевской власти. «Андрей Вавриш является владельцем крупной сети киосков в Борисполе, и как никто другой понимает, что, не нарушая действующие нормативы на размещение киосков, установить их в самых выгодных для бизнеса местах практически невозможно», — говорит он.

И тот и другой оказались недалеки от истины: позиция отцов города становится объяснимой, если вспомнить слова заместителя председателя КГГА Руслана Крамаренко, заявившего «ДС», что в следующем году столичный бюджет получит от деятельности МАФов не менее 200–250 млн грн. Причем, по словам чиновника, нагрузка на владельцев конструкций не увеличится, хотя в прошлые годы поступления в бюджет по этой статье доходов составляли всего 5–8 млн грн.

«Деньги, которые мы планируем получить, владельцы киосков и ларьков все равно платят различным органам или отдельным чиновникам. Мы просто сделаем все эти платежи официальными и обеспечим их поступление в бюджет», — сообщил «ДС» начальник ГУ экономики и инвестиций Игорь Довбань.

По информации «ДС», при определении объема запланированных поступлений от МАФов мэрия взяла за основу данные ГНА, в соответствии с которыми в городе работают около 15 тыс. конструкций. Учитывая, что средний суммарный платеж от одного киоска сейчас составляет 1,4 тыс. грн. в месяц, можно сделать простой вывод: чтобы получить от их деятельности в следующем году ожидаемую сумму и не увеличить нагрузку на предпринимателей, нельзя существенно сокращать общую численность конструкций, как это предполагает схема размещения МАФов.

В КГГА пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре: на минувшей неделе мэрия приняла решение о демонтаже 232 временных сооружений. По словам Александра Мазурчака, вскоре под снос попадут еще более 1 тыс. киосков. «Это сооружения, к размещению которых есть претензии у КП «Киевский метрополитен» и прокуратуры, торгующие пивом и сигаретами возле учебных заведений, мешающие строительству и расположенные на инженерных коммуникациях», — объясняют в мэрии.

Впрочем, как уже писала «ДС», практически все МАФы работают на территории города незаконно. Их владельцы не имеют действующих договоров на пользование земельным участком, что противоречит Земельному кодексу, а Закон «О благоустройстве населенных пунктов» требует, чтобы все временные сооружения были установлены только в соответствии со схемой их размещения, которая так и не утверждена.

Тем не менее в КГГА решили подойти к ним избирательно и доверить определение легитимности каждого сооружения специальной комиссии, которую возглавил г-н Мазурчак. По решению этой комиссии МАФы, не подлежащие демонтажу, получат временные договоры на размещение сроком на один год.

Мнение эксперта

Игорь Добруцкий Советник главы КГГА по вопросам благоустройства и градостроительства

В Киеве должно быть принято волевое решение, в соответствии с которым в городе осталось бы 3 тыс., максимум 5 тыс. МАФов. Их внешний вид должен быть унифицирован, а места размещения и ассортимент продукции (центры информации, пресса, мороженое, цветы в центре города, а продукты питания — только при отсутствии альтернативы, на окраине) соответствовать единой схеме их размещения, утвержденной Киеврадой.

Но в последние годы профильные управления КГГА не хотели решать этот вопрос. В результате Киев не может выглядеть нормальной европейской столицей. Схему размещения МАФов, которая уже разрабатывалась множество раз и гарантировала пресечение любых коррупционных схем, утверждать никто не спешит. Мы видим заигрывание с владельцами этих сооружений под соусом защиты интересов предпринимателей, хотя в действительности данная сфера практически не имеет ничего общего с малым бизнесом.

Этой деятельностью давно занимаются районные депутаты и различные чиновники, владеющие крупными сетями киосков. Сумев правдами и неправдами согласовать размещение своих конструкций, они сдают их в аренду мелким предпринимателям. Рабочие места в МАФах, безусловно, создаются. Но они бы имелись в таком же количестве и в стационарных магазинах, которые сегодня не могут конкурировать с киосками, где владельцы несут несоизмеримо меньшую фискальную нагрузку.

Продуктовый киоск, основной ассортимент которого пиво и сигареты, устанавливается в большинстве случаев в местах пересечения пешеходных потоков. Это, как правило, остановки общественного транспорта и выходы из метро. Именно те места, где киоск раздражает людей, элементарно мешая их нормальному передвижению. Будет очень обидно, если все эти МАФы войдут в единую схему размещения, то есть будут легализованы.

Намерение властей пополнить городской бюджет за счет МАФов — важно и своевременно. Но эти деньги принесут пользу только в том случае, если будут поступать не в одно КП или бюджет, как планируется сейчас, а пойдут балансодержателю территории, на которой расположен конкретный киоск. В основном это нищие районные КП по содержанию зеленых насаждений и дорог, которым эти деньги помогут купить элементарный инвентарь, нанять больше людей и в результате обеспечить чистоту и порядок на своем участке.