ЖК Сонцтаун от 12'500 грн/м2
ЖК Henesi House от 17'200 грн/м2
ЖК Twin House от 14'725 грн/м2
ЖК Nyvky Plaza от 18'000 грн/м2
ЖК Кузьминский 2 от 13'200 грн/м2
ЖК Парковая долина от 16'150 грн/м2

Управление в области использования и охраны земель


Раздел 7 - Земельного кодекса

Управление в области использования и охраны земель

Глава 29 - Установление и изменение границ административно-территориальных единиц

Статья 173. Границы районов, сел, поселков, городов, районов в городах

1. Граница района, села, поселка, города, района в городе - это условная замкнутая линия на поверхности земли, отделяющая территорию района, села, поселка, города, района в городе от других территорий.

2. Границы района, села, поселка, города, района в городе устанавливаются и изменяются по проектам землеустройства относительно установления (изменения) границ административно-территориальных единиц.

Проекты землеустройства по изменению границ населенных пунктов разрабатываются на основе генеральных планов населенных пунктов

3. Включение земельных участков в границы района, села, поселка, города, района в городе не влечет прекращения права собственности и права пользования этими участками, если не будет проведено их изъятие (выкуп) в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Земли и земельные участки государственной собственности, включенные в границы населенного пункта (кроме земель, которые не могут передаваться в коммунальную собственность), переходят в собственность территориальной общины. Решение об установлении границ населенного пункта и выписки из Государственного земельного кадастра о границе соответствующей административно-территориальной единицы и о соответствующие земельные участки, право собственности на которые переходит к территориальной общины, является основанием для государственной регистрации права коммунальной собственности на такие земельные участки.

Статья 174. Органы, принимающие решение об установлении и изменении границ административно-территориальных единиц.

1. Решение об установлении и изменении границ районов и городов принимается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

2. Решение об установлении и изменении границ сел, поселков, входящих в состав соответствующего района, принимаются районным советом по представлению соответствующих сельских, поселковых советов.

Решение об установлении и изменении границ сел, поселков, которые не входят в состав соответствующего района или в случае, если районный совет не образована, принимаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по представлению соответствующих сельских, поселковых советов

3. Решение об установлении и изменении границ районов в городах принимается городским советом по представлению соответствующих районных в городах советов.

Статья 175. Порядок установления и изменения границ административно-территориальных единиц

Границы административно-территориальных единиц устанавливаются в порядке и в соответствии с законом.

Статья 176 исключена.

Глава 30 - Планирование использования земель

Статья 177. Общегосударственные программы использования и охраны земель

1. Общегосударственные программы использования и охраны земель разрабатываются с целью обеспечения потребностей населения и отраслей экономики в земле и ее рационального использования и охраны.

2. Общегосударственные программы использования и охраны земель разрабатываются в соответствии с программами экономического, научно-технического и социального развития Украины.

3. Общегосударственные программы использования и охраны земель утверждаются Верховной Радой Украины.

Статья 178. Региональные программы использования и охраны земель

1. Региональные программы использования и охраны земель разрабатываются Советом министров Автономной Республики Крым, областными государственными администрациями и утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым и областными советами.

2. Программы использования и охраны земель городов Киева и Севастополя разрабатываются Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями и утверждаются соответствующими советами.

Статья 179. Природно-сельскохозяйственное районирование земель

1. Природно-сельскохозяйственное районирование земель - это деление территории с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных культур.

2. Природно-сельскохозяйственное районирование земель является основой для оценки земель и разработки землеустроительной документации по использованию и охране земель.

3. Использование и охрана сельскохозяйственных угодий осуществляются в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием.

4. Порядок осуществления природно-сельскохозяйственного районирования определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 180. Зонирование земель

1. Зонирование земель осуществляется в пределах населенных пунктов.

2. При зонировании земель устанавливаются требования относительно допустимых видов застройки и другого использования земельных участков в границах отдельных зон.

3. Зонирование земель осуществляется в соответствии с законом.

Глава 31 - Землеустройство

Статья 181. Понятие землеустройства

Землеустройство - это совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональной организации территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования, осуществляемых под влиянием общественно-производственных отношений и развития производительных сил.

Статья 182. Цель землеустройства

Цель землеустройства состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель, создании благоприятной экологической среды и улучшении природных ландшафтов.

Статья 183. Задачи землеустройства

Основными задачами землеустройства являются:

  • а) реализация политики государства по научно обоснованному перераспределению земель, формированию рациональной системы землевладений и землепользовании с устранением недостатков в расположении земель, созданию экологически устоявшихся ландшафтов и агросистем;
  • б) информационное обеспечение правового, экономического, экологического и градостроительного механизма регулирования земельных отношений на национальном, региональном, локальном, хозяйственном уровнях путем разработки предложений по установлению особого режима и условий использования земель;
  • в) установление на местности границ административно-территориальных единиц, территорий с особым природоохранным, рекреационным и заповедным режимами, границ земельных участков собственников и землепользователей;
  • г) осуществление мероприятий по прогнозированию, планированию, организации рационального использования и охраны земель на национальном, региональном, локальном и хозяйственном уровнях;
  • д) организация территорий сельскохозяйственных предприятий с созданием пространственных условий, обеспечивающих эколого-экономическую оптимизацию использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, внедрение прогрессивных форм организации управления землепользованием, совершенствование соотношения и размещения земельных угодий, системы севооборотов, сенокосо-и пастбищеоборотов;
  • е) разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, подтопления, иссушения, сдвигов, вторичного засоления и заболачивания, уплотнения, загрязнения промышленными отходами и химическими веществами и других видов деградации, по консервации деградированных и малопродуктивных земель, предупреждению других негативных явлений;
  • ж) организация территорий несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений с целью создания условий эффективного землепользования, ограничений и обременений в использовании земель.

Статья 184. Содержание землеустройства

Землеустройство предусматривает:

  • а) установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, землевладений и землепользований;
  • б) разработку общегосударственной и региональных программ использования и охраны земель;
  • в) составление схем землеустройства, разработку технико-экономических обоснований использования и охраны земель соответствующих административно-территориальных единиц;
  • г) обоснование установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
  • пункт д) статьи 184 исключен;
  • е)составление проектов отвода земельных участков;
  • є) установление в натуре (на местности) границ земельных участков;
  • ж) подготовку документов, удостоверяющих право собственности или право пользования землей, в случаях, предусмотренных законом (исключен);
  • з) составление проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборотов, упорядочение угодий, а также разработки мероприятий по охране земель;
  • и) разработку иной землеустроительной документации, связанной с использованием и охраной земель;
  • к) осуществление авторского надзора за реализацией мероприятий, предусмотренных документацией по землеустройству;
  • л) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий земель.

Статья 185. Организация и порядок осуществления землеустройства

1. Землеустройство осуществляется субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству по закону за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, а также средств граждан и юридических лиц.

2. Землеустройство осуществляется согласно закону.

Статья 186. Согласование и утверждение документации по землеустройству

1. Схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц соглашаются территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны культурного наследия, структурным подразделением соответствующей областной , Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны культурного наследия, территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам лесного хозяйства, территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам водного хозяйства, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующего областного, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - исполнительным органом соответствующего городского совета в сфере градостроительства и архитектуры , а в случае, если такой орган не создан - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурным подразделением соответствующей областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.

В случае разработки схемы землеустройства и технико-экономического обоснования использования и охраны земель района такая документация по землеустройству дополнительно соглашается соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами и районной государственной администрацией.

Схема землеустройства и технико-экономическое обоснование использования и охраны земель района утверждаются районным советом.

Схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель села, поселка, города утверждаются соответствующим сельским, поселковым или городским советом.

Схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, утверждаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения.

2. Проекты землеустройства по установлению (изменения) границ административно-территориальных единиц соглашаются сельскими, поселковыми, городскими, районными советами, районными государственными администрациями, за счет территории которых планируется осуществить расширение таких границ. В случае расширения границ административно-территориальной единицы за счет территории, не входящей в состав соответствующего района или если районная совет не образована, проект согласовывается Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией.

В случае установления границ городов проект также согласовывается Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным советом.

Решение Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления об установлении (изменении) границ административно-территориальной единицы одновременно является решением об утверждении проектов землеустройства по установлению (изменения) границ административно-территориальной единицы.

Проекты землеустройства по установлению (изменения) границ районов в городах соглашаются с соответствующей районной в городе советом, районной в городе государственной администрацией (в случае их образования).

3. Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимоутворюючих объектов соглашаются в обязанности "обязательному порядке территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, и структурным подразделением соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - исполнительным органом соответствующей городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а также органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны культурного наследия, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны культурного наследия (по проектам, по которым осуществляется установление границ территорий историко культурного назначения), территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере лесного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам лесного хозяйства (по проектам, по которым осуществляется установление границ территорий лесного фонда) , территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам водного хозяйства (по проектам, по которым осуществляется установление границ территорий земель водного фонда и водоохранных зон), центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды (в случае наличия территорий или объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения, земель оздоровительного, рекреационного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон), органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды (в случае наличия территорий или объектов природно-заповедного фонда местного значения). Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, лесного фонда, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, согласовываются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения.

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов объектов соглашаются с владельцами, пользователями земельных участков, включаемых в территории природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного фонда, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов без их изъятия, кроме случаев , когда ограничения непосредственно установленные законом или принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов объектов утверждаются их заказчиками.

4. Проекты землеустройства по приватизации земель государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций соглашаются решением общего собрания работников этих предприятий, учреждений и организаций (другими субъектами, определенными законодательством), территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений и утверждаются районными государственными администрациями.

Проекты землеустройства по приватизации земель коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций соглашаются решением общего собрания работников этих предприятий, учреждений и организаций (другими субъектами, определенными законодательством), территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, в районе (городе) и утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.

5. Проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев) соглашаются соответствующим сельским, поселковым, городским советом (в случае расположения земельных участков в пределах населенного пункта) или районной государственной администрацией, а в случае если районная государственная администрация не образована - Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией (в случае расположения земельных участков за пределами населенных пунктов) и утверждаются на собрании большинством собственников земельных долей (паев) в пределах земель, находящихся в собственности (пользовании) такого сельскохозяйственного предприятия, оформляется соответствующим протоколом.

6. Проекты землеустройства по отводу земельных участков соглашаются в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса, и утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса .

7. Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд соглашаются в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса, и утверждаются:

  • в случае если проект предусматривает упорядочение для градостроительных потребностей территории, расположенной в пределах населенных пунктов, - соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами;
  • в случае если проект предусматривает упорядочение для градостроительных потребностей территории, расположенной за пределами населенных пунктов, - районной государственной администрацией, а в случае если районная государственная администрация не образована - Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией.

8. Проекты землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, не подлежат согласованию и утверждаются заказчиками таких проектов.

9. Проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов соглашаются в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса, и утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.

10. Рабочие проекты землеустройства подлежат согласованию территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды.

Рабочие проекты землеустройства, предусматривающие меры по строительству объектов и сооружений, соглашаются также структурным подразделением соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - исполнительным органом соответствующего городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если такой орган не создан - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурным подразделением соответствующей областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.

Рабочие проекты землеустройства утверждаются заказчиками таких проектов.

11. Техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяется право субаренды, сервитута, соглашается землевладельцем и землепользователем и утверждается лицом, приобретает право субаренды или сервитута.

12. Техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков соглашается:

  • в случае если разделение, объединение земельных участков осуществляется ее пользователем - собственником земельного участка, а по земельным участкам государственной или коммунальной собственности - органом исполнительной власти, Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом местного самоуправления, уполномоченными распоряжаться земельными участками в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса;
  • в случае разделения, объединения земельного участка, находящегося в залоге, - залогодержателем;
  • в случае разделения, объединения собственником земельного участка, находящегося в пользовании, - землепользователем.

Техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков утверждается заказчиком.

13. Техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель соглашается территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, и утверждается заказчиком технической документации.

В случае если на основании материалов инвентаризации осуществляется формирование земельных участков за счет земель государственной и коммунальной собственности, определение их угодий, а также отнесение таких земельных участков к определенным категориям, техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель соглашается в порядке, установленном статьей 186-1 этого Кодекса.

Отнесение особо ценных земель, определенных пунктами "а" и "б" части первой статьи 150 настоящего Кодекса, к землям других категорий по материалам инвентаризации запрещено.

14. Техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) согласованию не подлежит и утверждается:

  • Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, в случае если земельный участок находится в государственной или коммунальной собственности;
  • собственником земельного участка, в случае если земельный участок находится в частной собственности.

15. Оригинал соответствующей документации по землеустройству подается разработчиком для согласования территориальному органу центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, а другим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и другим субъектам, осуществляющим согласование документации по землеустройству, - копии такой заверенной разработчиком документации.

16. Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, другие субъекты, определенные этой статьей, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения документации по землеустройству безвозмездно предоставить или отправить заказным письмом сообщению разработчику свои выводы о ее согласовании или об отказе в таком согласовании с обязательной ссылкой на законы и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в соответствующей сфере. Срок действия этих выводов является неограниченным.

17. Основанием для отказа в согласовании документации по землеустройству может быть только несоответствие его положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации.

18. Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, иным, определенным этой статьей, при согласовании и утверждении документации по землеустройству запрещается требовать:

  • дополнительные материалы и документы, не включенные в состав документации по землеустройству, установленного Законом Украины "О землеустройстве";
  • предоставления согласования документации по землеустройству любыми другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, согласование которых не предусмотрено настоящей статьей;
  • проведение любых обследований, экспертиз и работ.

Каждый орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, другой субъект, в соответствии с настоящей статьей, рассматривает и согласовывает документацию по землеустройству самостоятельно и независимо от согласования документации по землеустройству другими органами.

19. Документация по землеустройству подается для проведения государственной экспертизы землеустроительной документации в случаях и порядке, установленных Законом Украины "О государственной экспертизе землеустроительной документации".

20. Согласование документации по землеустройству осуществляется по месту расположения земель (земельных участков) территориальными органами центральных органов исполнительной власти, образованными в районе, городе областного, республиканского значения (Автономной Республики Крым), городах Киеве и Севастополе, или межрегиональным территориальным органом, в случае если полномочия его распространяются на несколько административно-территориальных единиц.

В случае отсутствия территориальных органов центральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце первом настоящей части, согласование документации по землеустройству осуществляется территориальным органом центральных органов исполнительной власти, образованным в Автономной Республике Крым, области, а в случае их отсутствия - соответствующим центральным органом исполнительной власти непосредственно.

Статья 186-1. Полномочия органов исполнительной власти в части согласования проектов землеустройства по отводу земельных участков

1. Проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности (кроме земельных участков зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы) подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти , реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.

Проект землеустройства по отводу земельных участков зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, подлежит обязательному согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.

2. Проект землеустройства по отводу земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта (кроме проекта землеустройства по отводу земельного участка зоны отчуждения или зоны безусловного (обязательно " обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы), подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района, - в исполнительный орган городской совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если такой орган не создан, - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.

3. Проект землеустройства по отводу земельного участка:

  • природно-заповедного и другого природоохранного назначения, земельного участка, расположенного на территории или в пределах объекта природно-заповедного фонда или в пределах прибрежной защитной полосы, подлежит также согласованию с органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды, а земельного участка, расположенного в зоне отчуждения или зоне безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, - с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды;
  • расположенной на территории памятников культурного наследия национального значения, их охранных зон и охраняемых археологических территориях, подлежит также согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия;
  • расположенной на территории земель историко - культурного назначения, памятников культурного наследия местного значения, их охранных зон, в исторических ареалах населенных мест и других землях историко - культурного назначения, кроме случаев, указанных в абзаце третьем настоящей части, подлежит также согласованию с органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны культурного наследия, соответствующим структурным подразделением областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны культурного наследия;
  • лесного фонда подлежит также согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - с органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по лесному хозяйству;
  • водного фонда подлежит также согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - с органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам водного хозяйства.

4. Разработчик подает на согласование в орган, определенного в части первой настоящей статьи, по месту расположения земельного участка оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в органы, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, - заверенные им копии проекта, а по земельного участка зоны отчуждения или зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разработчик подает оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка на согласование в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, а в органы, указанных в части третьей настоящей статьи, - заверенные им копии проекта.

5. Органы, указанные в частях первой - третьей настоящей статьи, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка или копии такого проекта безвозмездно предоставить или направить заказным письмом с уведомлением разработчику свои выводы о его согласовании или об отказе в таком согласовании с обязательной ссылкой на законы и принимаемые в соответствии с ними нормативно - правовые акты, регулирующие отношения в соответствующей сфере.

6. Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний, которые проводятся не реже одного раза в неделю. Результаты работы Комиссии оформляются заключением, которое подписывается всеми ее членами и скрепляется печатями органов, представители которых входят в ее состав. В случае несогласия члена Комиссии по согласованию документации по землеустройству он подписывает заключение с пометкой "с замечаниями" и добавляет к выводу Комиссии свое заключение с изложением этих замечаний.

7. Органам, указанным в частях первой - третьей настоящей статьи, при согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка запрещается требовать:

  • дополнительные материалы и документы, не включенные в проект землеустройства по отводу земельного участка в согласовании со статьей 50 Закона Украины "О землеустройстве";
  • предоставления согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка любыми другими органами от исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;
  • проведение любых обследований, экспертиз и работ.

Каждый орган осуществляет рассмотрение и согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка самостоятельно и независимо от согласования проекта другими органами, указанным в частях первой - третьей настоящей статьи, в Определенный законом срок.

8. В заключении об отказе согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка органами, указанными в частях первой - третьей настоящей статьи, должно быть предоставлено исчерпывающий перечень недостатков проекта землеустройства по отводу земельного участка и разумный срок для устранения таких недостатков (который по письменной просьбе разработчика проекта может быть продлен).

Органами, указанными в частях первой - третьей настоящей статьи, может быть отказано в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка только в случае, если не устранены недостатки, на которых было отмечено в предварительном заключении. Нельзя отказать в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка по другим причинам или указать другие недостатки.

Повторный отказ не лишает права разработчика проекта землеустройства по отводу земельного участка устранить недостатки проекта и представить его на согласование.

9. исключена

Глава 32 - Контроль за использованием и охраной земель

Статья 187. Задача контроля за использованием и охраной земель

Контроль за использованием и охраной земель состоит в обеспечении соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Украины.

Статья 188. Государственный контроль за использованием и охраной земель

1. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, а за соблюдением требований законодательства об охране земель - центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

2. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законом.

Статья 189. Самоуправленческий контроль за использованием и охраной земель

Самоуправленческий контроль за использованием и охраной земель осуществляется сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными советами.

Статья 190. Общественный контроль за использованием и охраной земель

Общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляется общественными инспекторами, назначаемыми соответствующими органами местного самоуправления, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, и действуют на основании положения, утвержденного центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, охраны окружающей природной среды.

Глава 33 - Мониторинг земель

Статья 191. Назначение мониторинга земель

1. Мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов.

2. В системе мониторинга земель проводится сбор, обработка, передача, хранение и анализ информации о состоянии земель, прогнозирование их изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предотвращении негативных изменений состояния земель и соблюдения требований экологической безопасности.

3. Мониторинг земель является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды.

4. В зависимости от целей, наблюдений и охвата территорий мониторинг земель может быть национальным, региональным и локальным.

5. Ведение мониторинга земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

6. Порядок проведения мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 192. Задачи мониторинга земель

Основными задачами мониторинга земель являются прогноз эколого-экономических последствий деградации земельных участков с целью предупреждения или устранения действия негативных процессов.

Глава 34 - Государственный земельный кадастр

Статья 193. Определение государственного земельного кадастра

1. Государственный земельный кадастр - единый государственный геоинформационная система сведений о земле, расположенные в пределах границ Украины, их целевое назначение, ограничения в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценку, о распределении земель между собственниками и пользователями

2. Государственный земельный кадастр является основой для ведения кадастров других природных ресурсов.

Статья 194. Назначение государственного земельного кадастра

Назначением государственного земельного кадастра является обеспечение необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в целях регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраной земель, экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства.

Статья 195. Задача ведения государственного земельного кадастра

Основными задачами ведения государственного земельного кадастра являются:

  • а) обеспечение полноты сведений обо всех земельных участках;
  • б) применение единой системы пространственных координат и системы идентификации земельных участков;
  • в) введение единой системы земельно-кадастровой информации и ее достоверности.

Статья 196. Состав сведений государственного земельного кадастра

Состав сведений государственного земельного кадастра определяется законом.

Статья 197. Кадастровом зонировании

Кадастровым зонированием является установление границ кадастровых зон и кварталов.

Статья 198. Кадастровые съемки

1. Кадастровые съемки - это комплекс работ, выполняемых для определения и восстановления границ земельных участков.

2. Кадастровая съемка включает:

  • а) геодезическое установление границ земельного участка;
  • б) согласование границ земельного участка со смежными собственниками и землепользователями;
  • в) восстановление границ земельного участка на местности;
  • г) установление границ частей земельного участка, содержащих обременения и ограничения по использованию земли;
  • д) изготовление кадастрового плана.

Статья 199. Бонитировки почв

1. Бонитировки почв - это сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, которые имеют постоянный характер и существенно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых в конкретных природно-климатических условиях.

2. Бонитировка почв проводится по 100-бальной шкале. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами, которые имеют наибольшую естественную продуктивность.

Статья 200. Экономическая оценка земель

1. Экономическая оценка земель - это оценка земли как природного ресурса и средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного базиса в общественном производстве по показателям, характеризующим продуктивность земель, эффективность их использования и доходность с единицы площади.

2. Экономическая оценка земель различного назначения проводится для сравнительного анализа эффективности их использования. Данные экономической оценки земель являются основой денежной оценки земельного участка различного целевого назначения.

3. Экономическая оценка земель определяется в условных кадастровых гектарах или в денежном выражении.

Статья 201. Денежная оценка земельных участков

1. Денежная оценка земельных участков определяется на рентной основе.

2. В зависимости от назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков может быть нормативной и экспертной.

3. Нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

4. Экспертная денежная оценка используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков.

5. Денежная оценка земельных участков проводится по методике, утверждаемой Кабинетом Министров Украины.

Статья 202. Государственная регистрация земельных участков

1. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном Законом.

Статья 203. Учет количества и качества земель

1. Учет количества земель - отражение в ведомостях и документах данных, характеризующих каждый земельный участок, а также земли по площади и составу земельных угодий, распределение земель за собственниками, землепользователями.

2. Учет качества земель - отражение в ведомостях и документах данных, характеризующих земельные угодья по природным и приобретенными свойствами, которые влияют на их производительность и экономическую ценность, а также по степени техногенного загрязнения почв.

Статья 204. Ведение Государственного земельного кадастра

Ведение Государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с законом

Глава 35 - Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель

Статья 205. Содержание экономического стимулирования рационального использования и охраны земель

1. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель включает:

  • а) предоставление налоговых и кредитных льгот гражданам и юридическим лицам, осуществляющим за собственные средства мероприятия, предусмотренные общегосударственными и региональными программами использования и охраны земель;
  • б) выделение средств государственного или местного бюджета гражданам и юридическим лицам для восстановления прежнего состояния земель, нарушенных не по их вине;
  • в) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния согласно государственным и региональным программам;
  • г) компенсацию из бюджетных средств снижения дохода собственников земли и землепользователей вследствие временной консервации деградированных и малопродуктивных земель, ставших таковыми не по их вине.

Статья 206. Плата за землю

1. Использование земли в Украине является платным. Объектом платы за землю является земельный участок.

2. Плата за землю взимается в соответствии с законом.

Глава 36 - Возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

Статья 207. Условия возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

1. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства включают потери сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников, а также потери, причиненные ограничением в землепользовании и ухудшением качества земель.

2. Возмещению подлежат потери сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, залежей, сенокосов, пастбищ), лесных земель и кустарников как основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве вследствие изъятия (выкупа) их для нужд, не связанных с сельскохозяйственным и лесохозяйственным производством.

3. Возмещению подлежат также потери, причиненные ограничением прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества угодий вследствие отрицательного воздействия, вызванного деятельностью граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления или государства, а также в связи с исключением сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников из хозяйственного оборота вследствие установления охранных, санитарных и других защитных зон.

4. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства компенсируются независимо от возмещения убытков собственникам земли и землепользователям.

5. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства определяются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Статья 208. Освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

1. От возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства освобождаются граждане и юридические лица в случае использования земельных участков для строительства школ, дошкольных учреждений, государственных объектов здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обеспечения, государственных объектов дорожного строительства, культовых сооружений религиозных организаций, кладбищ, мелиоративных систем, противоэрозионных, противооползневых и противоселевых сооружений, под строительство и обслуживание жилых домов и хозяйственных построек, для размещения внутрихозяйственных объектов сельскохозяйственных, рыбохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, для размещения инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, добыча торфа при условии возвращения земельных участков в состоянии, пригодном для прежнего использования, под объекты и территории природно-заповедного фонда, под строительство и обслуживание объектов энергетики, производящих электрическую энергию из альтернативных источников энергии.

2. Осуществление внутрихозяйственного строительства сельскохозяйственными или лесохозяйственными предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами осуществляется без возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Статья 209. Использование средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

1. Средства от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства зачисляются в размере: 100 процентов - в бюджеты городов Киева и Севастополя; 25 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым и областных бюджетов, 75 процентов - в бюджеты городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, 15 процентов - в районные бюджеты, 60 процентов - в бюджеты городов районного значения, поселков, сел и их объединений.

2. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, используются исключительно на освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных нужд, улучшения соответствующих угодий, охрану земель в соответствии с разработанными программами и проектами землеустройства, проведения нормативной денежной оценки земли, размежевание земель государственной и коммунальной собственности. Использование этих средств на другие цели не допускается. (Текст статьи 209 в редакции Закона N 2154-VI от 27.04.2010 - изменения применяются в 2010 году) (Дополнительно см. Закон N 2905-III от 20.12.2001)