Лучшие адвокаты найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить

Воздушные перевозки

 Раздел XII - Воздушные перевозки

Статья 92. Общие условия лицензирования

1. Авиационный перевозчик, выполняющий перевозку пассажиров и / или груза за плату и / или по найму, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и / или груза воздушным транспортом, которая выдается уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации в соответствии с законодательством Украины.

2. Перевозка пассажиров, грузов за плату и / или по найму без лицензии запрещается.

3. Наличие лицензии не означает, что авиационный перевозчик имеет право доступа к определенным воздушным линиям или рынкам. С целью приобретения права доступа к определенным воздушным линиям или рынкам авиаперевозчик должен получить от уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации соответствующий документ на право эксплуатации определенной воздушной линии.

4. Порядок лицензирования определяется законодательством Украины.

Статья 93. Обеспечение авиационного перевозчика

1. Субъекты хозяйствования, которые получают лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и / или груза воздушным транспортом, и авиаперевозчики, которые имеют такую лицензию, должны иметь в своем распоряжении хотя бы одно воздушное судно в собственности или по лизингу (кроме лизинга с экипажем).

2. Воздушные суда, которые принадлежат украинским авиаперевозчикам и используются ими, должны быть зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины или в соответствующем реестре другого государства, если между Украиной и этим государством заключены соответствующие международные договора Украины.

3. Авиаперевозчик, который использует воздушное судно другого авиаперевозчика или передает воздушное судно другому авиаперевозчику на условиях лизинга, должен получить предварительное согласование уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации.

4. Авиационный перевозчик имеет право получить лицензию при условии, что Украина, юридические лица Украины и / или физические лица-резиденты владеют более 50 процентами уставного капитала (пакета акций) этого предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

Статья 94. Условия выполнения воздушных перевозок украинскими авиаперевозчиком

1. Авиаперевозчик обязан оказывать услуги по воздушным перевозкам в объемах и на условиях, предусмотренных сертификатом эксплуатанта, лицензии и предоставленными ему правами на эксплуатацию воздушных линий.

2. Для выполнения полетов по перевозке пассажиров, багажа и / или груза, почты за плату и / или по найму авиаперевозчик должен иметь соответствующее право на эксплуатацию определенной воздушной линии.

3. Право на эксплуатацию воздушной линии предоставляется уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации по письменному заявлением авиаперевозчика по определенным воздушных линий на выполнение:

  1. регулярных воздушных перевозок в пределах Украины;
  2. международных воздушных перевозок из / в Украину;
  3. чартерных международных воздушных перевозок из / в Украину или в пределах Украины, составляющие систематическую серию, не менее одного рейса в неделю или не менее трех рейсов в месяц;
  4. авиационных перевозок в других государствах.

4. Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий и порядок утверждения расписания движения авиаперевозчиков устанавливаются авиационными правилами Украины.

5. Если этого требуют международные договоры Украины или законодательство государства, к которой будут осуществляться воздушные перевозки, уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации дополнительно к предоставленному праву на эксплуатацию воздушной линии письменно информирует об этом компетентный орган этого государства.

6. Утверждение расписаний движения авиаперевозчиков и планов вылетов (прилетов) воздушных судов авиаперевозчиков для нерегулярных рейсов осуществляется с учетом условий, определенных правами авиаперевозчика на эксплуатацию воздушных линий, и согласно авиационным правилам Украины.

7. При предоставлении права на эксплуатацию определенной воздушной линии и назначения авиаперевозчика учитываются общественная важность перевозок и потребности развития транспортной системы Украины.

8. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право отказать в предоставлении права на эксплуатацию определенной воздушной линии и назначении авиаперевозчика или ограничить объем права на эксплуатацию воздушной линии в случае:

  1. наличия ограничений, предусмотренных международными договорами Украина или соглашениями между авиационными властями, а также авиационными правилами Украины;
  2. потребности достичь рентабельности регулярных воздушных перевозок на воздушных линиях, которые уже обслуживаются, за отсутствии необходимости в увеличении емкости перевозок;
  3. если право на выполнение регулярных полетов по этой воздушной линии уже передано другому авиаперевозчику в рамках выполнения обязательств, которые имеют общественно важный характер;
  4. авиаперевозчик не соответствует требованиям международных договоров Украины и авиационных правил Украины или не выполняет их.

9. Авиаперевозчик обязан проинформировать уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации о прекращении регулярных воздушных перевозок на воздушной линии, на которую он имеет право на эксплуатацию, за 30 дней до запланированной даты прекращения с указанием причин.

Статья 95. Условия осуществления воздушных перевозок иностранным авиаперевозчиком

1. Для осуществления воздушных перевозок иностранный авиаперевозчик должен иметь соответствующую лицензию и сертификат соответствующего государственного органа государства, в котором он получил лицензию.

2. Регулярные воздушные перевозки осуществляются иностранным авиаперевозчиком в соответствии с требованиями международных договоров Украины, авиационных правил Украины и соглашений между авиационными властями. Чартерные или нерегулярные воздушные перевозки осуществляются иностранным авиаперевозчиком согласно авиационным правилам Украины.

3. Иностранный авиаперевозчик может совершать воздушные перевозки в / из Украины, в пределах территории Украины и воздушные перевозки, предусматривающие посадку с коммерческой целью на территории Украины, исключительно в объемах и на условиях, определенных предоставленными ему уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации правами на эксплуатацию определенных воздушных линий.

4. Если этого требуют международные договора Украины, иностранный авиаперевозчик предназначается для выполнения полетов по конкретными воздушными линиями.

5. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право:

  1. признать назначение государственного органа государства, исключая та, в которой выдана лицензия;
  2. отказать в признании назначения иностранного авиаперевозчика, если эффективный контроль осуществляется лицом или лицами государства, другим, нежели назначившее;
  3. провести дополнительную проверку иностранного авиаперевозчика на соответствие требованиям, установленным международными договорами Украины и авиационными правилами Украины.

6. Право на эксплуатацию воздушной линии предоставляется уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации по письменному заявлению иностранного авиаперевозчика по определенным воздушным линиям на осуществления:

  1. регулярных международных воздушных перевозок в / из Украины, в том числе как уполномоченного авиаперевозчика от Украины;
  2. регулярных воздушных перевозок в пределах Украины;
  3. чартерных воздушных перевозок в / из Украины или в пределах Украины, составляющих систематическую серию, не менее одного рейса в неделю или не менее трех рейсов в месяц.

7. В случае если это предусмотрено международным договором Украины или законодательством государства, в которой будут осуществляться воздушные перевозки, уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации дополнительно к предоставленному праву на эксплуатацию воздушной линии письменно назначает иностранного авиаперевозчика, уполномоченного осуществлять воздушные перевозки на определенных воздушных линиях в или между такими государствами, проинформировав об этом компетентный орган этого государства (государств).

8. Утверждение расписаний движения иностранных авиаперевозчиков на выполнение регулярных рейсов и планов вылетов-прилетов воздушных судов иностранных авиаперевозчиков для нерегулярных рейсов осуществляется с применением коммуникационных сетей и с учетом условий, определенных правами авиаперевозчика на эксплуатации воздушных линий и назначений согласно авиационным правилам Украины.

9. Право на эксплуатацию воздушной линии может быть предоставлено иностранному авиаперевозчику, если:

  1. это соответствует законодательству Украины;
  2. украинские авиаперевозчики пользуются такими же правами в государстве регистрации иностранного авиаперевозчика или приобретают иные права на условиях взаимности;
  3. в украинских аэропортах предоставляется возможность обслуживания таких полетов и воздушных перевозок;
  4. в случае нерегулярных воздушных перевозок такие перевозки не могут быть осуществлены украинскими авиаперевозчиками или такие перевозки не могут быть осуществлены в рамках регулярных полетов между теми же аэропортами или городами, если город обслуживается двумя и более аэропортами.

10. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право отказать иностранному авиаперевозчику в предоставлении права на эксплуатацию воздушной линии, назначении, ограничить объем права на эксплуатацию воздушной линии и / или отказать в утверждении расписания, если это обусловлено ограничениями, установленными международными договорами Украины и соглашениями между авиационными органами власти, или несоответствием заявителя их условиям.

11. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право аннулировать или приостановить действие права на эксплуатацию воздушной линии, в случае если иностранный авиаперевозчик не соответствует требованиям международных договоров Украины и авиационных правил Украины или нарушает условия или ограничения, установленные правом на эксплуатацию воздушной линии.

12. Иностранный авиаперевозчик обязан проинформировать уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации о прекращении регулярных воздушных перевозок за воздушной линией, на которую он имеет право на эксплуатацию и назначения, за 30 дней до запланированной даты прекращения с указанием причин.

13. Условия, порядок предоставления, аннулирование прав на эксплуатацию воздушной линии иностранным авиаперевозчикам устанавливаются авиационными правилами Украины.

Статья 96. Общественно важные воздушные перевозки

1.Общественно важные воздушные перевозки обеспечиваются авиаперевозчиком с целью предоставления услуг по воздушным перевозкам с соблюдением установленных требований по продолжительности, регулярности, емкости и тарифов, которые авиаперевозчик не стал соблюдать в случае, если он руководствовался только собственными коммерческими интересами.

2. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации может принять решение об обслуживании определенной воздушной линии с незначительным воздушным движением, который является важным для города или региона, в рамках исполнения обязательства, имеет общественно важный характер, с соблюдением авиаперевозчиком установленных требований, в частности относительно непрерывности и регулярности воздушных перевозок, объема и уровня оплаты за осуществление воздушных перевозок. Соответствующее сообщение по этому поводу публикуется в печатных официальных средствах массовой информации.

3. Если ни один из авиаперевозчиков не соглашается на обслуживание такой воздушной линии, уполномоченный орган вопросам гражданской авиации может объявить открытый конкурс для украинских авиаперевозчиков или для иностранных авиаперевозчиков, если это предусмотрено международными договорами Украины, с целью определение авиаперевозчика или авиаперевозчиков, которые готовы выполнять обязательства, имеющие общественно важный характер.

4. Критерием оценки предложений, представленных на конкурс, заявленные авиаперевозчиком форма или размер вознаграждения или льгот, предоставляются в обмен на выполнение обязательства, имеет общественно важный характер.

5. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации может включить в обязательства, которые имеют общественно важный характер, требование к авиаперевозчику по обеспечению обслуживания воздушной линии в течение определенного срока.

6. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право ограничить доступ к воздушной линии, которая обслуживается в рамках обязательства, имеет общественно важный характер, обеспечив авиаперевозчику исключительное право на обслуживание воздушной линии на срок до трех лет.

Статья 97. Воздушные перевозки опасных грузов

1. Условия воздушных перевозок и перечень опасных грузов устанавливаются авиационными правилами Украины с учетом требований Международной организации гражданской авиации.

2. Авиаперевозчик имеет право осуществлять перевозки опасных грузов в порядке, установленном авиационными правилами Украины.

3. Субъекты, осуществляющие деятельность, связанную с предоставлением услуг по продаже воздушных перевозок грузов, в том числе опасных, должны быть сертифицированы уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации на соответствие требованиям авиационных правил Украины.

4. Субъекты авиационной деятельности, которые осуществляют наземное обслуживание, должны иметь персонал, прошедший соответствующую подготовку по обработке опасных грузов в соответствии с авиационными правилами Украины.

5. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации осуществляет сертификацию учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала и персонала, который осуществляет авиационную деятельность, по вопросам воздушных перевозок опасных грузов.

Статья 98. Продажа воздушных перевозок, договор воздушной перевозки

1. Воздушные перевозки выполняются на основании договора между авиаперевозчиком и пассажиром или грузоотправителем.

2. Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются документом на перевозку, который выдается авиационным перевозчиком или уполномоченными им организациями (агентами).

3. Документами на воздушную перевозку являются:

  1. билет (бумажный или электронный) - при перевозке пассажира;
  2. багажная квитанция (бумажная или электронная) - при перевозке вещей как багажа пассажира;
  3. транспортная накладная (авиационная грузовая накладная) в бумажном или электронном виде - при перевозке груза.

4. Авиационный перевозчик обязан отказать пассажиру в международной перевозке в случае отсутствия у него документов, необходимых для въезда в Украину или для въезда или транзита на / через территорию иностранного государства с Украиной. За совершение международной перевозки пассажира без документов, необходимых для въезда на территорию Украины или для въезда или транзита на / через территорию иностранного государства с Украиной, авиационный перевозчик несет ответственность в порядке и размерах, установленных законом.

5. Автоматизированные системы бронирования, функционирующих на территории Украины для предоставления информации о расписании полетов, наличие мест, плата за перевозки, услуги авиаперевозчиков, связанные с перевозкой, а также для бронирования и оформления билетов, должны обеспечивать:

  1. прозрачность, равенство и справедливость конкуренции между операторами таких систем;
  2. выбор услуг воздушных перевозок, предлагаемые пользователям.

6. Разработчик или пользователь систем, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи, имеет доступ к системам, обязан обеспечить конфиденциальность персональных данных и не может обрабатывать или передавать без согласия заинтересованного лица, кроме случаев, предусмотренных законом.

7. К автоматизированным системам относятся

  1. системы управления отправками пассажиров и багажа в аэропортах;
  2. системы, которые используются для проведения расчетов между авиационными перевозчиками и субъектами, которые предоставляют агентские услуги по продаже воздушных перевозок;
  3. системы бронирования, которые используются субъектами для осуществления бронирования и продажи воздушных перевозок;
  4. системы управления технологическими процессами в аэропортах.

8. Субъектом, который оказывает агентские услуги по продаже воздушных перевозок, является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по продаже воздушных перевозок по поручению авиаперевозчика или генерального агента на основании договора. Такие субъекты должны быть сертифицированы уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации на соответствие требованиям авиационных правил Украины. Субъекты, которые предоставляют агентские услуги по продаже воздушных перевозок, при осуществлении продажи воздушных перевозок должны использовать автоматизированные системы бронирования.

9. Субъектом, который осуществляет подготовку персонала по организации и / или продаже воздушных перевозок, является юридическое лицо, осуществляющее профессиональную подготовку специалистов по организации и / или продаже воздушных перевозок. Такой субъект подлежит сертификации уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации на соответствие требованиям авиационных правил Украины.

Статья 99. Тарифы на воздушные перевозки

1. Тарифное регулирование на рынке воздушных перевозок, осуществляются на территории Украины или начинаются или заканчиваются на территории Украины, базируется на следующих принципах:

  1. базирования расчетов тарифов на себестоимость этих услуг учетом получения прибыли;
  2. зависимость уровня тарифов от уровня услуг, которые получает пассажир при воздушной перевозке;
  3. недопущение установления демпинговых или дискриминационных цен со стороны отдельных авиаперевозчиков.

2. Тарифы на воздушные перевозки, которые осуществляются на территории Украины или начинаются или заканчиваются на территории Украины, определяющих объем оплаты за воздушную перевозку и за связанные с ним услуги, а также условия осуществления такой оплаты, включая вознаграждение и условия, предлагаемые субъектам, предоставляющим агентские услуги по продаже воздушных перевозок, определяются авиаперевозчиками в установленном ими порядке и обнародуются форме, доступной пользователям.

3. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право отменить чрезмерно высокие тарифы, в частности в случае недостаточного уровня конкуренции, или приостановить действие чрезмерно низких тарифов, в частности в случае снижения их до уровня ниже себестоимости.

4. Для проверки обоснованности установленного тарифа на воздушная перевозка уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право обязать авиаперевозчика в установленный срок предоставить исчерпывающую информацию, что дает возможность адекватно оценить тариф, в том числе информацию о расходах, на основе которых определяется уровень тарифа.

5. Если авиаперевозчик не предоставил необходимой информации в установленный срок или предоставил информацию в неполном объеме, уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право своим решением отменить такой тариф и изъять его из систем продажи и бронирование.

6. В случае если порядок определения тарифов на воздушные перевозки регулируется международными договорами Украины, уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации принимает меры принимает решение относительно тарифов авиаперевозчиков по правилами таких договоров.

Статья 100. Обязанности и ответственность авиационного перевозчика

1. Правила авиаперевозчика - правила, инструкции и технологии, установленные авиаперевозчиком, которые используются при воздушных перевозках пассажиров и / или багажа, груза, почты также правила применения тарифов, стандарты и руководства по обслуживанию пассажиров и багажа, порядок рассмотрения претензий и исков.

2. Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров, багажа, груза и почты авиаперевозчиком, субъектами по наземному обслуживанию, а также отраслевые стандарты и нормативы качества такого обслуживания устанавливаются авиационными правилами Украины и должны быть одинаковыми для внутренних и для международных рейсов.

3. Авиаперевозчик обязан выполнять указанные в части второй настоящей статьи правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров, багажа, груза и почты, а также отраслевые стандарты и нормативы качества обслуживания. При этом критерии отнесения к классу обслуживания (бизнес-класс, эконом-класс, премиум-класс) должны быть одинаковыми для внутренних и для международных рейсов.

4. Авиаперевозчик на основании указанных в части второй настоящей статьи правил воздушных перевозок должен установить свои правила, направленные на повышение эффективности и качества перевозок, которые не могут содержать стандартов или нормативов качества, ответственности за обслуживание пассажиров, ниже уровня установленных требований, предварительно согласовав их с уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации.

5. Иностранный авиаперевозчик, который осуществляет деятельность в Украине, обязан проинформировать уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации о своих правилах и требованиях, которыми определяются условия осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации имеет право своим решением требовать от иностранного авиаперевозчика привести такие правила и требования в соответствие с требованиями законодательства Украина, в том числе авиационными правилами Украины. Правила и требования, не соответствующие законодательству Украины, не являются обязательными для контрагентов иностранного авиаперевозчика.

6. Авиаперевозчик в своих правилах должен установить и довести до сведения пассажиров порядок выплаты компенсации и оказания помощи пассажирам в случае отказа от принятия на борт или отмены полета или задержки вылета, снижения класса обслуживания пассажира, возврата платы за предоставленную услугу воздушной перевозки, размер и способ выплаты компенсации и обслуживание пассажиров, которым отказано в принятии на борт. Указанные правила должны соответствовать требованиям и правилам, установленным международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, законодательству Украина, в том числе авиационным правилам Украины. При этом размер выплаты компенсации и оказания помощи пассажирам должны быть одинаковыми для внутренних и для международных рейсов.

7. Авиаперевозчик при организации воздушных перевозок должен принять меры для доведения до сведения потребителей через информационно-рекламные средства, в том числе автоматизированные системы бронирования, информации о воздушных линиях и расписания полетов воздушных судов, тарифов на перевозку пассажиров, багажа, груза и почты воздушным транспортом, а также об условиях обслуживания пассажиров и обработки груза на земле перед полетом, после него и на борту воздушного судна.

8. Авиаперевозчик обязан обнародовать свое расписание регулярных рейсов.

9. Авиаперевозчик, который размещает данные в автоматизированной системе бронирования, должен гарантировать, что размещенная им или представленная ​​для размещения в других автоматизированных системах бронирования информация является точной, достоверной и исчерпывающей.

10. Авиаперевозчик не может влиять на выбор автоматизированных систем бронирования субъектом, который предоставляет агентские услуги по продаже воздушных перевозок.

11. Авиаперевозчик несет ответственность за потерю или ущерб, причиненный при перевозке пассажиров, багажа, груза и почты в соответствии с требованиями и правилами, предусмотренными международными договорами Украины, законодательством Украины, в том числе авиационными правилами Украины, размер которой должен быть одинаковым для внутренних и для международных рейсов.

12. При перемещении через государственную границу Украины иностранцев или лиц без гражданства без документов для въезда в Украину или с документами, оформленными с нарушением требований, установленных законодательством Украины, авиаперевозчики несут ответственность, предусмотренную законом. За осуществление международной воздушной перевозки пассажира без документов, необходимых для въезда в Украина или для въезда в иностранное государство из Украины, авиационный перевозчик несет ответственность в порядке и размерах, установленных законом.

13. Авиаперевозчик может отказать в перевозке пассажиру или грузоотправителю в случаях, предусмотренных авиационными правилами Украина.

14. Пассажир имеет право на свободное ознакомление с правилами воздушных перевозок авиаперевозчика и на обслуживание в соответствии с классом приобретенного билета, а авиаперевозчик должен обеспечить реализацию такого права.

15. Пассажир имеет право отказаться от воздушной перевозки и получить обратно плату за услуги в порядке, установленном авиационными правилами Украины и правилами авиаперевозчика.

16. Пассажир имеет право на компенсацию от авиаперевозчика и оказание помощи в случае отказа в перевозке, отмены или длительной задержки рейса, снижение класса обслуживания пассажира в порядке, установленном настоящим Кодексом, авиационными правилами Украины и международными договорами Украины.

17. Требования, предусмотренные настоящей статьей, применяются к авиаперевозчику за вред, причиненный во время международной воздушной перевозки, которое начинается или заканчивается на территории Украины или предусматривает осуществление коммерческой посадки на территории Украины, а также к внутренним воздушным перевозкам.

18. К договорам на воздушную перевозку, в том числе на чартерные перевозки и другие гражданско-правовые отношения, связанных с воздушными перевозками, которые не урегулированы положениями настоящего Кодекса или международными договорами Украины, применяются положения Гражданского кодекса Украины.

Статья 101. Защита прав потребителей услуг по воздушным перевозкам

1. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации осуществляет контроль за соблюдением перевозчиками и другими субъектами авиационной деятельности правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза и почты и за их соответствием требованиям и правилам, установленным международными договорами Украины и авиационными правилами Украины, в частности в части соблюдения прав пассажиров, грузоотправителей, пользующихся услугами по воздушным перевозкам и требований по рассмотрению обращений пассажиров, грузоотправителей.

2. В случае подачи такого обращения уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации принимает решения:

  1. отсутствие факта нарушения авиаперевозчиком требований законодательства, в том числе авиационных правил Украины;
  2. наличие факта нарушения авиаперевозчиком требований законодательства, в том числе авиационных правил Украины, с указанием объема нарушения и даты, до которой нарушения следует устранить.

3. Действие Закона Украины "О защите прав потребителей" распространяется на воздушные перевозки, кроме вопросов, которые урегулированы настоящим Кодексом, правилами воздушных перевозок пассажиров и грузов, международными договорами Украины.

Статья 102. Обслуживание пассажиров с ограниченными физическими возможностями (лиц с инвалидностью)

1. Пасажирам з обмеженими фізичними можливостями (особам з інвалідністю) має надаватися безплатна особлива допомога, яка гарантує отримання цією категорією пасажирів послуг, передбачених для всіх пасажирів. Така допомогательство включится на официальном сайте и в викторинах, в которых можно получить информацию о том, как это работает.

2. Субъекты авиационной деятельности должны принимать меры с целью установления единых стандартов доступности транспортных услуг для лиц с инвалидностью со времени прибытия в аэропорт отправления до выхода из аэропорта назначения.

3. Субъекты авиационной деятельности должны сотрудничать с целью разработки и координации программ по подготовке квалифицированного персонала для оказания помощи лицам с инвалидностью.

4. Эксплуатант аэропорта должен принимать все необходимые меры, чтобы здания и службы в аэропортах удовлетворяли потребности лиц с инвалидностью.

С целью облегчения передвижения лиц с инвалидностью и пожилых людей между воздушным судном и аэровокзалом после прибытия и во время вылета в случае необходимости обеспечивается предоставление подъемных систем или других устройств при отсутствии телескопических пассажирских трапов, принимаются меры для того, чтобы пассажиры недостатками слуха и зрения, имели возможность получать информацию о рейсах.

5. В аэропортах создаются необходимые условия для стоянок транспортных средств лиц, нуждающихся во время движения, а также осуществляются меры для облегчения движения между стоянками воздушных судов и сооружением аэровокзала.

6. Авиационный перевозчик должен принять меры для того, чтобы воздушные суда, которые вводятся в эксплуатацию впервые или после существенного переоборудования, отвечали единым стандартам доступности по оборудованию на борту, указанным в части второй настоящей статьи.

7. Кресла колесные, специальная аппаратура и оборудование, которыми пользуются лица с инвалидностью, перевозятся бесплатно в пассажирском салоне воздушного судна, если для этого, по мнению авиационного перевозчика, есть достаточно места и если это соответствует требованиям безопасности. Служебные животные, которые сопровождают человека с инвалидностью, также перевозятся бесплатно в пассажирском салоне воздушного судна при условии соблюдения правил эксплуатации воздушного судна.

8. Авиационный перевозчик имеет право требовать от лиц с инвалидностью получения медицинского разрешения только в случаях, когда не могут быть гарантированы безопасность или здоровье самих людей с инвалидностью или других пассажиров.

9. Авиационный перевозчик имеет право требовать наличие сопровождающего лица только в случаях, когда очевидно, что человек с инвалидностью не может без нее обойтись, и поэтому не могут быть гарантированы безопасность или здоровье самого лица с инвалидностью или других пассажиров. В случаях, когда наличие сопровождающего лица является необходимым, авиационный перевозчик может предоставлять скидки для перевозки такого лица.

10. Услуги лицам с ограниченными физическими возможностями (лицам с инвалидностью) должны предоставляться на прозрачной, недискриминационной основе и подлежащих аудиту и проверке уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации.

11. В случае отказа в перевозке, отмены или задержки рейса независимо от продолжительности пассажиры с ограниченными физическими возможностями (лица с инвалидностью) и лица, сопровождающие их, а также дети без сопровождения в соответствии с разделом XIII настоящего Кодекса имеют право на помощь в первую очередь .