Лучшие адвокаты найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить

Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

Раздел XI - Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

Статья 85. Организация обеспечения авиационной безопасности

1. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации отвечает за разработку, внедрение и обеспечение выполнения Государственной программы авиационной безопасности гражданской авиации.

2. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства обеспечивается путем внедрения комплекса организационных и практических мер, а также привлечение людских и материальных ресурсов в соответствии с Государственной программой авиационной безопасности гражданской авиации и нормативно-правовыми актами по вопросам обеспечения авиационной безопасности.

3. С целью координации и взаимодействия на государственном уровне всех органов исполнительной власти по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства образуется совещательный орган, положение о котором утверждается Кабинетом Министров Украины.

4. С целью контроля за соблюдением требований Государственной программы авиационной безопасности гражданской авиации, оперативного и эффективного устранению выявленных недостатков уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации проводит на регулярной основе плановые, внеплановые проверки состояния авиационной безопасности, а также ситуационные эксперименты, испытания, обзоры, наблюдения.

5. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации вместе с другими государственными органами, задействованными в обеспечении выполнения Государственной программы авиационной безопасности гражданской авиации, разрабатывает и реализует Государственную программу контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации.

6. С целью осуществления мер по обеспечению защиты, охраны и безопасности пассажиров, членов экипажа, авиационного персонала, персонала, задействованного в авиационной деятельности, воздушных судов, объектов, субъектов авиационной деятельности независимо от формы собственности и подчиненности в субъектах авиационной деятельности образуются службы авиационной безопасности. Создание служб авиационной безопасности в аэропортах и провайдерах аэронавигационного обслуживания является обязательным

7. Службы авиационной безопасности подлежат сертификации на право осуществление определенных видов деятельности по обеспечению авиационной безопасности.

8. Субъект авиационной деятельности, который не имеет сертифицированной службы авиационной безопасности, передает обязанности по обеспечению определенных видов авиационной безопасности соответствующим сертифицированным службам других субъектов авиационной деятельности путем заключения с ними договоров, которыми устанавливаются права и ответственность на время осуществление такой деятельности.

9. В общей системе сертификации субъектов авиационной деятельности или допуска к авиационной деятельности проверкам на соответствие требованиям авиационной безопасности подлежат:

  1. эксплуатанты;
  2. аэропорты, аэродромы, взлетно-посадочные площадки;
  3. предприятия аэронавигационного обслуживания воздушного движения;
  4. учебные заведения, обеспечивающие подготовку персонала по авиационной безопасности;
  5. организации по техническому обслуживанию;
  6. другие субъекты наземного обслуживания, осуществляющих определенные виды наземного обслуживания в контролируемой зоне.

10. Субъект авиационной деятельности авиации общего назначения и физическое лицо - эксплуатант воздушного судна должны обеспечивать авиационную безопасность в местах базирования, стоянок и во время выполнения полетов.

Мероприятия по авиационной безопасности для этих категорий субъектов авиационной деятельности определяются авиационными правилами Украины.

11. Авиационный персонал и персонал, задействованный в авиационной деятельности, работа которого непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, могут быть допущены к осуществлению такой деятельности только при наличии соответствующих документов по авиационной безопасности, выданных сертифицированными учебными заведениями.

12. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, привлеченного к обеспечению мер по авиационной безопасности, осуществляются в соответствии с Программой подготовки по авиационной безопасности в учебных заведениях, в том числе иностранных, которые имеют сертификат, выданный или признанный уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации.

13. Персонал служб авиационной безопасности, а также персонал, который работает без сопровождения в контролируемых зонах аэропорта или аэродрома, должен пройти специальную проверку правоохранительных органов до получения права доступа к таким зонам.

14. Физическое лицо - эксплуатант воздушного судна должно обеспечить авиационную безопасность в местах базирования, стоянок и под выполнении полетов.

Статья 86. Мероприятия по защите от актов незаконного вмешательства

1. Акты незаконного вмешательства - это акты или попытки совершения актов, создающие угрозу безопасности гражданской авиации и включающие, в частности:

  1. незаконный захват воздушных судов;
  2. разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации;
  3. захват заложников на борту воздушных судов или на аэродромах;
  4. насильственное проникновение на борт воздушного судна, в аэропорт или в расположение аэронавигационного средства или службы;
  5. размещение на борту воздушного судна или в аэропорту оружия, опасного устройства или материала, предназначенных для достижения преступных целей;
  6. использование воздушного судна, находящегося в эксплуатации, с целью причинения увечья, других повреждений здоровью, смерти физическому лицу или значительный ущерб имуществу или окружающей среде;
  7. сообщение намеренно ложной информации, ставящей под угрозу безопасность воздушного судна во время полета или на земле, безопасность пассажиров, членов экипажа, наземного персонала, других лиц в аэропорту или в расположении средств или подразделения гражданской авиации

2. Субъекты авиационной деятельности на основании Государственной программы авиационной безопасности гражданской авиации разрабатывают и на регулярной основе обновляют свои программы авиационной безопасности и осуществляют меры по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Статья 87. Превентивные меры безопасности

1. Контроль доступа лиц и транспортных средств в контролируемые зоны аэропортов (аэродромов), зон ограниченного охраняемого доступа, стерильных зон и критических частей зон ограниченного охраняемого доступа

2. По результатам оценки уровня угрозы уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации может определить все или отдельные рейсы любого эксплуатанта как рейсы повышенного риска с применением усиленных мер безопасности в аэропортах Украины, а также включением по отдельному решению Кабинета Министров Украины в состав экипажа воздушного судна вооруженных специально подготовленных работников правоохранительных органов на неопределенный или определенное время в зависимости от уровня угрозы.

3. С учетом оценки уровня угрозы уполномоченный орган вопросам гражданской авиации определяет перечень государств и аэропортов, в которых временно запрещено или ограничено полеты воздушных судов эксплуатантов.

4. С целью предотвращения проноса на борт воздушного судна или в зону ограниченного доступа, которая охраняется, оружия, взрывчатки или других опасных предметов, веществ и т.п., могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства и пронос которых не допускается, применяются:

  1. контроль за доступом лиц и транспортных средств и контролируемых зон аэропортов (аэродромов) и зон ограниченного доступа, которые охраняются;
  2. контроль над безопасностью персонала, транспортных средств, которым предоставляется доступ к зонам ограниченного доступа, которые охраняются;
  3. охрана, контроль доступа, предполетный (послеполетного) и специальный обзор воздушного судна;
  4. контроль над безопасностью членов экипажа, пассажиров, ручной клади, багажа, груза, курьерских и почтовых отправлений, полетных и аэропортовых поставок, бортовых припасов, включая бортовое питание и т.п.;
  5. физическую защиту периметра аэропорта (аэродрома) и его патрулирования;
  6. расположение мест парковки и стоянок транспортных средств на расстоянии не менее 50 метров от фронтона здания аэровокзала.

5. Специальные меры безопасности осуществляются при перевозке потенциально опасных пассажиров, а именно:

  1. лиц, которые депортируются;
  2. нежелательных лиц;
  3. лиц, находящихся под стражей.

6. Лицо, которое отказывается от осуществления контроля над безопасностью или предъявления для осуществления такого контроля ручной клади, багажа, принадлежащих ей, к перевозке воздушным судном не допускается.

7. На воздушном судне, находящемся в полете, контроль над безопасностью в случае необходимости может быть осуществлено по решению командира воздушного судна независимо от согласия пассажира. Для указанной цели воздушное судно считается находящимся в полете, с времени закрытия всех его внешних дверей после загрузки и до времени открытия любых из этих дверей для выгрузки.

8. Ни одно лицо или транспортное средство не может войти или заехать в зону ограниченного доступа, которая охраняется, без пропуска и прохождения контроля на безопасность.

9. Правила охраны воздушных судов и других важных объектов гражданской авиации, обеспечения контроля доступа к ним определяются законодательством, в том числе авиационными правилами Украины.

10. Технические средства защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства должны быть сертифицированы уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации. Правила сертификации этих средств определяются авиационными правилами Украины.

Статья 88. Урегулирование кризисных ситуаций

1. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации принимает необходимые меры по обеспечению безопасности пассажиров и экипажа воздушного судна, которое потерпело акт незаконного вмешательства во время их пребывания на земле, до тех пор, пока они не будут в состоянии продолжить выполнять свой полет.

2. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации собирает всю необходимую информацию о полете воздушного судна, которое потерпело акт незаконного вмешательства, и предоставляет полученную информацию всем остальным государствам, в пределах юрисдикции которых находятся соответствующие органы обслуживания воздушного движения, в том числе органы в аэропорту известного или предполагаемого назначения для того, чтобы своевременно принять необходимые меры безопасности на воздушных линиях, а также в известном или предполагаемом пункте приземления воздушного судна.

3. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации во взаимодействии с другими органами исполнительной власти принимает меры для того, чтобы воздушное судно, которое потерпело акт незаконного вмешательства и осуществило посадку на территории Украины, были задержаны на земле, если вылет не связан с первоочередной необходимостью обеспечения жизни людей.

4. В случае если иностранное воздушное судно, которое потерпело акта незаконного вмешательства, осуществило посадку на территории Украины, уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации наиболее быстрыми средствами уведомляет государство, в котором зарегистрировано такое воздушное судно, и государство, которое является эксплуатантом, о его посадке и предоставляет другую соответствующую информацию.

Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации информирует в установленном порядке другие государства, с которыми есть общий авиационный пространство, в случае:

  1. захвата воздушного судна на земле или в воздушном пространстве Украины;
  2. приземления захваченного воздушного судна на территории Украины;
  3. если захваченное воздушное судно покинуло территорию Украины.

5. В случае получения информации о попытке совершения или совершения акта незаконного вмешательства об этом безотлагательно сообщается в соответствующие правоохранительные органы.

6. Меры по возвращению контроля над захваченным воздушным судном на территории Украины осуществляются в соответствии с требованиями закона. Непосредственное урегулирование кризисной ситуации осуществляет Служба безопасности Украины.

7. После урегулирования кризисной ситуации уполномоченный орган вопросам гражданской авиации срочно направляет соответствующее сообщения в Международную организацию гражданской авиации.

8. В случае предоставления ложной информации о попытке совершения или совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации лицо, предоставившее такую ​​информацию, несет ответственность по закону.

Статья 89. Предметы, запрещенные для проноса в зону ограниченного доступа аэропортов, которые охраняются, и к перевозке на воздушных судах

1. Перечень предметов и веществ, запрещенных для проноса в зоны ограниченного доступа аэропортов, охраняемых и / или перевозки на борту воздушного судна, определяется авиационными правилами Украины.

2. Уполномоченные сотрудники правоохранительных органов в предусмотренных законодательством Украины случаях имеют право находиться во время полета на борту воздушного судна вооруженными табельным огнестрельным оружием в случае выполнения ими специальных мер безопасности по:

  1. охране должностных лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана в соответствии с Законом Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц "
  2. обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, работников суда, правоохранительных органов и их близких родственников;
  3. сопровождению фельдпочты и спецгрузов, конвоирование арестованных.

Статья 90. Поддержание установленного порядка на борту воздушного судна

1. В случае нарушения любыми лицами установленных правил поведения на борту воздушного судна, создания ими угрозы безопасному выполнению полета или отказа выполнять требования членов экипажа к нарушителям могут быть применены меры сдерживания.

2. Меры сдерживания могут применяться в отношении лиц, совершивших на борту воздушного судна, находящегося в полете, следующие правонарушения:

  1. насилие, психологическое давление или прямое запугивание, угроза или умышленное причинение вреда, угрожающего жизни или собственности пассажиров
  2. насилие, угроза или вмешательство в действия членов экипажа во время выполнения ими служебных обязанностей, совершения действий, которые могут привести к потере экипажем возможности по выполнению своих служебных обязанностей;
  3. сознательно совершенное повреждение воздушного судна, оборудования;
  4. предоставление ложной информации, которая может привести к угрозе безопасности воздушного судна;
  5. невыполнение законных указаний или инструкций членов экипажа отдавались в интересах безопасности или поддержания порядка на борту воздушного судна.

3. С целью обеспечения надлежащего уровня авиационной безопасности соблюдение установленного порядка на борту воздушного судна эксплуатант имеет право включать в состав экипажа воздушного судна подготовленных специалистов по авиационной безопасности. В состав экипажа гласно или негласно также могут включаться вооруженные работники правоохранительных органов. Порядок привлечения таких работников устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 91. Применение мер сдерживания

1. Меры сдерживания применяются в случае, если другие методы восстановление порядка на борту воздушного судна оказались неэффективными, и заключаются во временном ограничении действий и свободы передвижения нарушителя, предотвращении проявлений физического насилия или психологического давления с его стороны в отношении других лиц, которые находящихся на борту воздушного судна во время выполнения полета.

2. Процедуры осуществления мер сдерживания определяются Кабинетом Министров Украины.

3. При осуществлении мер сдерживания в отношении нарушителей на борту воздушного судна во время полета могут использоваться специальные средства, перечень и правила применения которых утверждаются Кабинетом Министров Украины.

4. В случае если на борту воздушного судна недостаточно указанных специальных средств, а действия нарушителя / нарушителей представляют значительную угрозу безопасности выполнения полета или личной безопасности пассажиров и / или членов экипажа, свобода нарушителя / нарушителей может быть ограничена с помощью подручных средств.

5. В случае крайней необходимости для обеспечения безопасности полета и поддержания порядка на борту командир воздушного судна может высадить пассажира, который совершил или собирается совершить действия, которые несут угрозу безопасности воздушного судна, людей или их собственности, на территории любого государства, где воздушное судно осуществляет посадку. Командир воздушного судна в установленном порядке может передать уполномоченным лицам государства, на территории которой воздушное судно совершило посадку, любое лицо, совершившее на борту акт, который является серьезным нарушением в соответствии с законодательством государства перевозчика. Командир воздушного судна обязан предоставить информацию и доказательства о таких нарушениях в пункте приземления.

6. Эксплуатант может отказать в дальнейших перевозках на любой срок физическому лицу, будучи пассажиром его авиарейса, совершило действия, представляли угрозу безопасности воздушного судна или людей.