ЖК Nyvky Plaza от 18'000 грн/м2
ЖК Henesi House от 17'200 грн/м2
ЖК Continent от 9'900 грн/м2
ЖК Кузьминский 2 от 13'200 грн/м2
ЖК FreeDOM от 18'000 грн/м2
ЖК Идея от 9'650 грн/м2

Общие положения


Раздел I Общие положения

Статья 1. Определение терминов

1. В этом Кодексе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

  1. авария - авиационное происшествие без человеческих жертв, которая привела к серьезному повреждению или разрушению воздушного судна, телесных повреждений пассажиров, членов экипажа или третьих лиц;
  2. авиационная безопасность - защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, которая обеспечивается комплексом мер с привлечением человеческих и материальных ресурсов;
  3. авиационная деятельность - деятельность физических и юридических лиц в области авиации и / или организация воздушного движения Украины;
  4. авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, которое происходит: в случае пилотируемого воздушного судна в промежуток времени между посадкой любого лица на борт воздушного судна с целью совершить полет и времени, когда все лица, находившиеся на борту, покинули воздушное судно, в случае беспилотного воздушного судна с момента, когда воздушное судно готово тронуться с места для выполнения полета, до времени его остановки после завершения полета и выключение главной силовой установки, во время которой:
    • а) любое лицо которое получило телесные повреждения со смертельным следствием или телесное повреждение в результате:
      • пребывания в этом воздушном судне или
      • непосредственного контакта с любой частью воздушного судна, в том числе частью, которая отделилась от воздушного судна, или
      • непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя, кроме тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесенных самому себе, или нанесенных другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетный пассажирам, которые скрываются за зонами, в которых обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
    • б) воздушное судно терпит повреждения или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
      • нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна, и
      • обычно требуется значительный ремонт или замена поврежденного компонента воздушного судна, за исключением отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только один двигатель (в том числе его капоты или вспомогательные агрегаты), воздушные винты, законцовки крыла, антенны, датчики, лопатки, пневматики, тормозные устройства, колеса, обтекатели, панели, створки шасси, лобовое стекло, обшивка воздушного судна (например, незначительные вмятины или пробоины) или возникли незначительные повреждения лопастей несущего винта, лопастей хвостового винта, шасси и повреждения, вызванные градом или столкновением с птицами (в том числе пробоины в обтекателе антенны радиолокатора) или
    • в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в месте, где доступ к нему абсолютно невозможен;
  5. аварийное обслуживание - обслуживание, которое обеспечивается путем оповещения соответствующих организаций об воздушных суднах, которым нужна поисково-спасательная помощь, и содействие таким организациям по их запросу;
  6. аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение - комплекс мер по соблюдению установленных правил и нормативов (норм), направленных на подготовку, содержание на должном уровне готовности и привлечение к действиям аварийно-спасательных сил и средств для поиска и спасения пассажиров, членов экипажа, а также гашение пожаров, возникших во время авиационных происшествий на территории аэропортов (аэродромов) и в районе ответственности аэродромов за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;
  7. авиационные работы - полеты, при осуществлении которых воздушное судно используется для обеспечения специализированных видов обслуживания (авиационно-химические работы, аэрофотосъемка, патрулирование и т.п.);
  8. авиационный перевозчик (авиаперевозчик) - субъект хозяйствования, который предоставляет услуги по перевозке пассажиров, груза, почты воздушным транспортом;
  9. авиационный персонал - лица, которые прошли специальную профессиональную подготовку, имеют соответствующее свидетельство и осуществляют летную эксплуатацию, техническое обслуживание воздушных судов, организацию воздушного движения, техническую эксплуатацию наземных средств связи, навигации, наблюдения;
  10. авиационный поиск и спасение - комплекс мероприятий, направленных на выявление воздушных судов, которые подверглись или терпящих бедствие, и оказания своевременной помощи пострадавшим в результате авиационного происшествия;
  11. авиация общего назначения - авиация, которая не используется для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ;
  12. аэродром - попределенный участок земной, водной поверхности, включая любые здания, сооружения и оборудование, предназначенный полностью или частично для вылета, прибытия, стоянки и движения по такой поверхности воздушных судов;
  13. аэродром государственной авиации - аэродром, предназначенный для использования государственными воздушными судами;
  14. аэродром совместного использования - аэродром, который используется для полетов воздушных судов гражданской и государственной авиации;
  15. аэродром гражданской авиации (далее - гражданский аэродром) - аэродром, предназначенный для использования воздушными судами гражданской авиации;
  16. аэронавигационное обслуживание - обслуживание, которое осуществляется провайдерами аэронавигационного обслуживания на всех этапах полета воздушных судов, включающий организацию воздушного движения, связь, навигацию, наблюдение (радиотехническое обеспечение), поиск и спасение, метеорологическое обслуживание и предоставление аэронавигационной информации;
  17. аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, проведения работ по техническому обслуживанию и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземные сооружения и необходимое оборудование;
  18. багаж - предметы, имущество и другие личные вещи пассажира или члена экипажа, перевозимые на борту воздушного судна;
  19. багажная квитанция - часть билета, удостоверяющая принятие к перевозке зарегистрированного багажа;
  20. безопасность авиации - состояние отрасли гражданской авиации, при котором риск нанесения ущерба людям или имуществу снижается до приемлемого уровня в результате непрерывного процесса определения уровня опасности и управления им и удерживается на таком уровне, или снижается дальше, в сферах безопасности полетов, авиационной безопасности, охраны окружающей среды, экономической безопасности и информационной безопасности;
  21. безопасность полетов - состояние, при котором риск вреда или повреждения ограничен до приемлемого уровня;
  22. бронирование (резервирование) - предварительный заказ места в воздушном судне на определенный рейс и дату для перевозки пассажира или предварительный заказ объема и тоннажа в воздушном судне в определенные рейс и дату для перевозки багажа (груза);
  23. беспилотное воздушное судно - воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без пилота на борту, управление полетом которого и контроль за которым осуществляется с помощью специальной станции управления, которая расположена за пределами воздушного судна;
  24. груз - любое имущество, кроме почты, бортовых припасов и сопровождаемого или засланного багажа, перевозимого на борту воздушного судна;
  25. вертодром - аэродром или площадка на земле, на воде или на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по его поверхности;
  26. использования воздушного пространства Украины - осуществление деятельности, связанной с полетами воздушных судов, с перемещением (пребыванием) материальных объектов в воздушном пространстве Украины, а также взрывными работами, пусками ракет, всеми видами стрельб, в том числе с целью оказания влияния на гидрометеорологические процессы в атмосфере, представляющие угрозу безопасности полетов воздушных судов и других летательных аппаратов;
  27. изделие авиационной техники - воздушное судно, авиационный двигатель, воздушный винт или вспомогательная силовая установка;
  28. производитель - юридическое или физическое лицо, которое осуществляет производство авиационной техники;
  29. отказ в перевозке - отказ авиаперевозчика в перевозке пассажира или его багажа рейсом, несмотря на его присутствие для посадки на борт, кроме наличия для отказа в посадке основаниям: охрана здоровья, обеспечение безопасности, ненадлежащее оформление необходимой для перевозки документации (паспорт, виза, билет и т.д.);
  30. государственная авиация - авиация, которая использует воздушные суда с целью выполнения функций по обеспечению национальной безопасности и обороны государства и защиты населения, которые возлагаются на Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, образованные в соответствии с законами Украины, органы Национальной полиции, специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти по вопросам гражданской защиты, органы охраны государственной границы Украины, органы доходов и сборов;
  31. государственное воздушное судно - воздушное судно, которое применяется в военной, пограничной службе, службе гражданской защиты, в Национальной полиции и органах доходов и сборов;
  32. разрешение - документ, который не является документом разрешительного характера;
  33. экспериментальное воздушное судно - прототип воздушного судна, модифицированное или новое воздушное судно, на котором проводятся испытания или опытно-конструкторские, экспериментальные и научно-исследовательские работы;
  34. эксплуатант аэродрома - юридическое лицо, которое осуществялет эксплуатацию аэродрома;
  35. эксплуатант аэропорта - юридическое лицо, которое является держателем сертификата аэродрома и имеет сертификат на право осуществления деятельности по наземному администрированию в аэропорту. Эксплуатант аэропорта может иметь также другие сертификаты и осуществлять другие виды аэропортовой деятельности, кроме указанных в этом абзаце
  36. эксплуатант - юридическое или физическое лицо, которое эксплуатирует или предлагает услуги по эксплуатации воздушных судов;
  37. электронный билет - электронный документ, который включает маршрут-квитанцию, выданную авиаперевозчиком или от имени авиаперевозчика, электронные купоны и, в случае использования документ для посадки;
  38. электронный купон - часть электронного билета, которая используется для перевозки на соответствующем рейсе, или другой документ, его заменяющий, который хранится в базе данных автоматизированной системы бронирования перевозчика;
  39. эмиссия авиационного двигателя - выделение авиационным двигателем таких вредных газообразных веществ, как дым, несгоревшие углеводороды, окиси углерода и оксиды азота;
  40. единый международный перевозочный документ - документ, который подтверждает международный характер авиационной перевозки в случае его выполнения за пределы таможенной территории Украины. Единственным международным перевозочным документом является Генеральная декларация, надлежащим образом оформленная эксплуатантом в соответствии с Дополнением 1 Приложению 9 к Конвенции о международной гражданской авиации;
  41. запрет использования воздушного пространства Украины - обязательное для исполнения решение уполномоченного органа о запрете определенным (отдельным) пользователем производить в определенном районе деятельность, связанную с использованием воздушного пространства Украины;
  42. общее воздушное движение - полеты воздушных судов, которые выполняются в соответствии со стандартами и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
  43. зарегистрированный багаж - багаж пассажира, принятый перевозчиком под свою ответственность для перевозки и своевременной доставки, на который перевозчик оформил багажную квитанцию и выдал багажную идентификационную бирку;
  44. средства связи, навигации и наблюдения (радиотехнического обеспечения) - радиоэлектронные и технические средства (средства электросвязи, радионавигации и радиолокации, автоматизированные системы и их рабочие места, аппаратура отображения, антенно-фидерные устройства, линии управления электросвязью, автономные источники электропитания, электроустановки и электрооборудования), предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов, выполнение функций по обслуживанию воздушного движения и обеспечения производственной деятельности предприятий гражданской авиации;
  45. земли аэропортов (аэродромов) - земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, а также земельные участки, необходимые для обеспечения работы аэропорта (аэродрома) и определены генеральным планом;
  46. взлетно-посадочная площадка - земельный (водный, ледовый) участок, специально подготовленная площадка или поднятые над земной, водной поверхностью конструкции, которые пригодны и используются для взлета, посадки, движения и стоянки легких воздушных судов максимальной взлетной массой не более 5700 килограммов. Взлетно-посадочные площадки делятся на постоянные и временные;
  47. информация о безопасности полетов - информация, которая содержится в системах сбора и обработки данных о безопасности полетов, созданных исключительно с целью повышения уровня безопасности полетов и подлежащей защите;
  48. инцидент - событие, кроме авиационного происшествия, которое связанно с эксплуатацией воздушного судна и влияет или может повлиять на уровень безопасности его эксплуатации;
  49. катастрофа - авиационное происшествие с человеческими жертвами, которое привело к гибели или пропажи без вести кого-либо из пассажиров, членов экипажа или третьих лиц, а также в случае получения ими телесных повреждений со смертельным исходом во время:
    а) пребывания в этом воздушном судне;
    б) непосредственного столкновения с любой частью воздушного судна, включая отделившиеся от этого воздушного судна;
    в) непосредственного действия струи газов реактивного двигателя;
    г) исчезновения без вести воздушного судна.
    К катастрофам также относятся случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.
    В случае получения телесных повреждений, вследствие которых в течение 30 суток со времени авиационного происшествия наступила смерть, они классифицируются как телесные повреждения со смертельным исходом;
  50. билет (пассажирский билет и багажная квитанция) - выданный перевозчиком (его агентом) документ, в том числе электронный, который содержит условия договора перевозки, сообщение, полетные и пассажирские купоны;
  51. компоненты и оборудование - измерительный прибор, оборудование, механизм, деталь, узел, агрегат, составная часть или вспомогательное устройство, включая аппаратуру связи, используются или предназначены для использования при эксплуатации воздушного судна или управления воздушным судном и установлены или присоединены к воздушному судну, в том числе части планера воздушного судна, двигателя или воздушного винта;
  52. пользователь аэропорта (аэродрома) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее воздушные перевозки пассажиров, почты, груза или выполняет другие виды полетов;
  53. пользователи воздушного пространства Украины - физические и юридические лица, которым в установленном порядке предоставлено право на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства Украины;
  54. летательный аппарат - устройство для полетов в атмосфере или космическом пространстве;
  55. лизинг с экипажем (мокрый лизинг) - лизинг, по условиям которого воздушное судно включено в сертификат эксплуатанта - лизингодателя, который несет ответственность за обеспечение безопасности полетов;
  56. лизинг без экипажа (сухой лизинг) - лизинг, по условиям которого воздушное судно включено в сертификат эксплуатанта - лизингополучателя, который несет ответственность за обеспечение безопасности полетов;
  57. маршрут обслуживания воздушного движения - определенный маршрут, предназначенный для направления потока движения с целью обеспечение обслуживания воздушного движения;
  58. метеорологическое обслуживание - обслуживание, которое включает в себя услуги по обеспечению метеорологическими прогнозам, консультациями и наблюдениями, а также другим метеорологической информацией и услугами, которые предоставляются для субъектов авиационной деятельности;
  59. метод ортодромическое расстояния маршрута - метод, при котором расстояние между двумя пунктами на поверхности земного шара измеряется как кратчайшее расстояние по дуге большого круга, плоскость которого проходит через центр Земли;
  60. метод прорейтового распределения - метод, при котором общий доход от транспортировки от пункта отправления до пункта назначение распределяется каждым сегментом маршрута в соответствии правилам расчетов, изложенных в руководствах Международной ассоциации воздушного транспорта "Prorate Manual Passenger (СМР)", "Revenue Accounting Manual (RAM)" и "Resolutions Manual";
  61. международный аэропорт - определенный государством на ее территории аэропорт для приема и отправки воздушных судов, которые выполняют международные воздушные перевозки, в котором осуществляются таможенные, иммиграционные, санитарные, карантинные (относительно животных и растений) и другие процедуры, предусмотренные законодательством;
  62. место назначения - пункт, указанный в билете, где заканчивается перевозка пассажира и его багажа;
  63. Чрезвычайное происшествие - связанное с использованием воздушного судна событие, которое не соответствует определению терминов "авиационная событие "," серьезный инцидент "или" инцидент ", связанное с техническим обслуживанием, ремонтом, хранением, транспортировкой, во время которого наступил один из таких последствий:
    • а) гибель или телесные повреждения лица во время ее пребывания на борту воздушного судна вследствие неосторожных или умышленных действий самого потерпевшего или других лиц, не связанных с нарушением функционирования воздушного судна и его систем;
    • б) гибель или телесные повреждения лица, которое без достаточных оснований и документов самовольно проникла за пределы зон в воздушном судне, куда доступ пассажирам и членам экипажа запрещено;
    • в) гибель или телесные повреждения лица, которое находится на борту воздушного судна, вследствие воздействия внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна за пределами аэродрома;
    • г) гибель или телесные повреждения лица, которое находится за пределами воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном или его элементами;
    • г) разрушение или серьезное повреждение воздушного судна на земли, которое привело к нарушению прочности его конструкции или ухудшению летно-технических характеристик в результате воздействия внешней среды или нарушения технологии обслуживания, правила хранения и транспортировки;
    • д) - исключен 21.03.17г (захват воздушного судна, которое находилось на земле или в полете, или попытки захвата такого судна и другие акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации);
  64. наземное обслуживание - услуги по наземному обслуживание воздушных судов, экипажей, пассажиров, груза, багажа, которые предоставляются пользователям аэропорта на территории аэропорта (аэродрома) или за его пределами;
  65. опасный груз - изделия или вещества, которые могут создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и указаны в перечне опасных грузов, определенном авиационными правилами Украины;
  66. ненадлежащее использование информации о безопасности полетов - использование информации в иных целях, чем та, с которой такая информация собиралась, в частности использование информации с целью дисциплинарного, гражданского, административного или уголовного расследование в отношении эксплуатационного персонала или обнародования такой информации;
  67. нерегулярные воздушные перевозки - воздушное перевозки, которые не подпадают под определение термина "регулярная воздушная перевозка ";
  68. несопровождаемый багаж - багаж, который принят в перевозке отдельно от пассажира и оформлен по авиационной грузовой накладной;
  69. объекты авиационной деятельности - воздушные суда, их компоненты и оборудование, авиационная наземная техника и аэродромное оборудования, инженерно-технические сооружения, движимое и недвижимое имущество, которые используются для обеспечения авиационной деятельности;
  70. объединенная гражданско-военная система организации воздушного движения - организационное и функциональное объединение, полномочия и деятельность которого связана с организацией использования воздушного пространства, организации воздушного движения и его обслуживанием в воздушном пространстве Украины и воздушном пространстве над открытым морем, где ответственность за обслуживания воздушного движения международными договорами возложена на Украину;
  71. ограничение использования воздушного пространства Украины - особый порядок использования воздушного пространства, который определяется комплексом мероприятий, направленных на ограждение полетов и осуществление другой деятельности в воздушном пространстве Украины;
  72. обмен воздушными судами и экипажами - вид договорных отношений между эксплуатантами, направленный на повышение гибкости, экономической эффективности использования воздушных судов, обеспечения возможности совместной эксплуатации воздушного судна, оперативного резервирования воздушного судна в случае остановки воздушного судна с технической или других причин, согласно которого один эксплуатант предоставляет другому эксплуатанту или они предоставляют друг другу транспортные услуги по перевозке пассажиров, багажа, почты или груза;
  73. обслуживания воздушного движения - обеспечение полетно-информационного обслуживания, аварийного или диспетчерского обслуживания воздушного движения (районного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода или аэродромного диспетчерского обслуживания);
  74. организация воздушного движения - динамичный, интегрированный менеджмент воздушного движения и воздушного пространства Украины, включает обслуживание воздушного движения, менеджмент воздушного пространства Украины и менеджмент потоков воздушного движения, который выполняется безопасно, экономично и эффективно путем предоставления средств и непрерывного обслуживания во взаимодействии со всеми сторонами и с привлечением бортовых и наземных функций;
  75. пассажир - физическое лицо, которое перевозится воздушным судном с согласия перевозчика согласно договору перевозки, кроме членов экипажа и дополнительных специалистов на борту воздушного судна, работников эксплуатанта воздушного судна, уполномоченного представителя соответствующего национального органа регулирования и лиц, который сопровождают груз;
  76. пассажир с ограниченными физическими возможностями или инвалид - пассажир, подвижность которого во время использования транспортного средства ограничена вследствие физического (сенсорной или опорно, постоянной или временной) или умственной недееспособности или по какой-либо другой причине, в частности через преклонный возраст, состояние которого требует соответствующего внимания и приспособления к его особых потребностей во время обслуживания пассажиров
  77. воздушная линия - маршрут полетов между согласованными пунктами для осуществления воздушных перевозок;
  78. воздушные перевозки - перевозки пассажиров, багажа, груза или почты, которые осуществляются воздушным судном на основании соответствующего договора воздушной перевозки;
  79. воздушное судно - аппарат, который поддерживается в атмосфере в результате его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности;
  80. воздушное движение - полет воздушных судов или их движение в зоне маневрирования аэродрома;
  81. воздушное пространство Украины - часть воздушной сферы, которая расположена над сушей и водной территорией Украины, в том числе над ее территориальными водами (территориальным морем), и ограничено вертикальной поверхностью, проходящей по линии государственной границы Украины;
  82. повреждение воздушного судна на земле - событие, которое связано с обслуживанием, хранением и транспортировкой воздушного судна на земле, во время которой воздушное судно потерпело повреждения без потери прочности его силовых элементов и ухудшению летно-технических характеристик, которое можно устранить в эксплуатационных условиях;
  83. планирование и координация использования воздушного пространства Украины - разработка и согласование порядка и условий использования воздушного пространства Украины, которое осуществляется органами объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины с соответствующими органами обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением, государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями в интересах пользователей воздушного пространства Украины;
  84. приаэродромная территория - ограниченная регламентированными размерами местность вокруг зарегистрированного по установленным порядком аэродрома (вертодрома) или постоянной взлетно-посадочной площадки, к которой установлены специальные требования по размещению различных объектов, а их высота контролируется с учетом условий безопасности маневрирования, взлета и захода на посадку воздушных судов;
  85. провайдер аэронавигационного обслуживания - субъект авиационной деятельности, который предоставляет услуги из элементов (направлений) аэронавигационному обслуживанию воздушных судов;
  86. регулярная воздушная перевозка - воздушная перевозка, во время которого все места для перевозки пассажиров, багажа и почты доступны для всеобщего платного пользования, а перевозки осуществляются между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованного расписания или в установленные промежутки времени, или частотой, которая свидетельствует о регулярности полетов;
  87. рейтинг - квалификационная отметка, которая является неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала и устанавливает особые условия, права и ограничения владельца такого свидетельства;
  88. разработчик - юридическое лицо, которое осуществляет разработку авиационной техники или изменений в нее;
  89. расследование - сбор и анализ информации, подготовка выводов, установления причин и / или сопутствующих факторов и разработка рекомендаций по обеспечению безопасности авиации с целью предотвращения авиационных происшествий;
  90. ручная кладь (незарегистрированный багаж) - багаж пассажира, который во время перевозки находится в салоне воздушного судна с согласия перевозчика и под контролем пассажира и удостоверяется специальной биркой;
  91. серьезный инцидент - инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что имела место высокая вероятность авиационного происшествия при эксплуатации воздушного судна, который в случае пилотируемого воздушного судна происходит с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с целью совершения полета, до момента, когда все лица, находившиеся на борту, покинули воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово тронуться с места с целью выполнения полета, до момента его остановки в конце полета и выключение основной силовой установки;
  92. сертификат - документ (сертификат, одобрение, одобрительный письмо и т.п.), который выдается по результатам сертификации и удостоверяет соответствие субъекта или объекта авиационной деятельности требованиям авиационных правил Украины;
  93. сертификация (одобрение) - процедура подтверждения соответствия субъекта или объекта авиационной деятельности установленным требованиям законодательства, в том числе авиационным правилам Украины, и выдача соответствующего сертификата;
  94. отмена рейса - невыполнение запланированного рейса, на который забронировано хотя бы одно место;
  95. слот-регулирование - процедура распределения и согласования временных интервалов на прилет, вылет, обслуживание рейсов авиаперевозчиков;
  96. полоса воздушных подходов - участок приаэродромной территории установленных размеров, прилегающая к концу взлетно-посадочной полосы, над которой воздушные суда осуществляют начальный этап набора высоты при взлете и конечный этап снижение при заходе на посадку. Полоса воздушных подходов является проекцией на поверхность земли ограничивающих поверхностей взлета и захода на посадку;
  97. субъект авиационной деятельности - физические и юридические лица независимо от формы собственности, ведомственной подчиненности, которые осуществляют деятельность в области гражданской авиации;
  98. субъект наземного обслуживания - субъект авиационной деятельности, который предоставляет услуги по наземному обслуживанию;
  99. тариф - сумма, установленная перевозчиком за перевозку пассажира, единицы массы или объема багажа (груза) на соответствующей воздушной линии с соответствующим классом обслуживания;
  100. телесное повреждение со смертельным исходом - повреждения, которому подвергся лицо во время авиационного происшествия, что привело к его смерти в течение 30 дней со дня происшествия;
  101. транспортная накладная (авиационная грузовая накладная) - оформленный грузоотправителем или от его имени документ, в том числе его электронный аналог (в случае применения), который удостоверяет заключение договора перевозки и принятия груза к перевозке на условиях, определенных в таком договоре;
  102. гражданская авиация - авиация, которая используется для удовлетворения потребностей экономики и граждан в воздушных перевозках и авиационных работах, а также для выполнения полетов в частных целях;
  103. гражданское воздушное судно - воздушное судно, которое не относится к государственным воздушным судам;
  104. чартерная воздушная перевозка - нерегулярная воздушная перевозка, которая осуществляется на основании договора чартера (фрахтования), по которому авиаперевозчик предоставляет фрахтователем или фрахтователем за плату определенное количество мест или всю емкость воздушного судна на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза или почты, указанные фрахтователем.

2. Другие термины, используемые в настоящем Кодексе, употребляются в значении, приведенном в стандартах Международной организации гражданской авиации и законодательных актах Украины.

Статья 2. Суверенитет над воздушным пространством Украины

1. Украине принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством Украины, который является частью территории Украины.

Статья 3. Сфера действия Воздушного кодекса Украины

1. Действие настоящего Кодекса распространяется на физических и юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющих деятельность в области авиации и использования воздушного пространства Украины, а именно:

  1. в Украине - на юридических и физических лиц в части, которая их касается, кроме субъектов государственной авиации, на которых распространяется действие статей 4, 7-9, 23-33, 38, 45, 46, части первой статьи 57, части второй статьи 63, 65, 69, статей 110-116 и части второй статьи 119;
  2. за пределами Украины - на авиационный персонал при выполнения им служебных обязанностей и гражданские воздушные суда Украина, их эксплуатацию и техническое обслуживание.

2. В случае если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем предусмотренные Воздушным кодексом Украины и другими актами законодательства Украины, применяются правила международного договора Украины.