Лучшие адвокаты найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию

Государственное управление и контроль

Раздел 2 Водного кодекса Украины: государственное управление и контроль в области использования и охрани вод и воссоздания водных ресурсов

Глава 2. Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Статья 12. Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Государственные целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов разрабатываются с целью осуществления целенаправленной и эффективной деятельности по удовлетворению потребностей населения и отраслей экономики в воде, сохранения, рационального использования и охраны вод, предотвращения их вредного воздействия.

Государственные целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов разрабатываются на основе данных государственного учета вод, водного кадастра, схем использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов и с учетом планов управления речными бассейнами.

Разработка и реализация этих программ осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, внебюджетных фондов, добровольных взносов организаций и граждан, других средств.

Глава 3. Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Статья 13. Органы, которые осуществляют государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляется по бассейновому принципу на основе государственных, целевых, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, а также планов управления речными бассейнами.

Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляют Кабинет Министров Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, местные советы и их исполнительные органы, районные, областные советы, органы исполнительной власти и другие государственные органы согласно законодательства Украины.

Органами исполнительной власти в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов является центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны и рационального использования вод и воссоздания водных ресурсов и другие органы в соответствии с законодательством.

Статья 13-1. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Украины

Гидрографической единицей является район речного бассейна.

В Украине устанавливаются 9 районов речных бассейнов:

  • район бассейна реки Днепр;
  • район бассейна реки Днестр;
  • район бассейна реки Дунай;
  • район бассейна реки Южный Буг;
  • район бассейна реки Дон;
  • район бассейна реки Висла;
  • район бассейна рек Крыма;
  • район бассейна рек Причерноморья;
  • район бассейна рек Приазовья.

В пределах установленных районов речных бассейнов центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, может выделять суббасейны.

Границы районов речных бассейнов, суббасейнов и водохозяйственных участков утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Водохозяйственные участки выделяет в пределах районов речных бассейнов с учетом бассейнового принципа управления, административно-территориального устройства, физико-географических условий и хозяйственной деятельности центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 13-2. Планы управления речными бассейнами

Планы управления речными бассейнами разрабатываются и выполняются с целью достижения экологических целей, определенных для каждого района речного бассейна, в установленные сроки.

Основными элементами планов управления речными бассейнами являются:

  1. общая характеристика поверхностных и подземных вод района речного бассейна;
  2. определение основных антропогенных воздействий на количественное и качественное состояние поверхностных и подземных вод, в том числе от точечных и диффузных источников;
  3. определение зон (территорий), подлежащих охране, и их картирование;
  4. картирование сетей мониторинга, результатов программ мониторинга, выполняемых для поверхностных вод (экологический и химический), подземных вод (химический и количественный), зон (территорий), подлежащих охране;
  5. перечень целей для поверхностных вод, подземных вод и зон (территорий), подлежащих охране, и сроки их достижения;
  6. экономический анализ водопользования;
  7. обзор выполнения программ или мероприятий, включая пути достижения поставленных целей;
  8. полный перечень программ (планов) для района речного бассейна или суббасейну, их содержание и проблемы, которые предусмотрено решить;
  9. отчет об информировании общественности и общественное обсуждение проекта плана управления речным бассейном;
  10. перечень компетентных органов власти;
  11. порядок получения информации (в том числе первичной) о состоянии поверхностных и подземных вод.

Планы управления речными бассейнами утверждаются Кабинетом Министров Украины каждые шесть лет.

Порядок разработки плана управления речным бассейном утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 13-3. Бассейновые советы

Бассейновый совет - это консультативно-совещательный орган в пределах территории речного бассейна, образующийся при центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, с целью обеспечения рационального использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, интегрированного управления ими.

Бассейновый совет образуется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, для выработки предложений и обеспечение согласования интересов предприятий, учреждений и организаций в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов в пределах бассейна.

Решение бассейновых советов учитываются при разработке планов управления бассейном и реализации мероприятий по рациональному использованию и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.

В состав бассейновых советов входят представители центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций, учреждений, предприятий и представители общественности.

Типовое положение о бассейновых советах утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 13-4. Водохозяйственные балансы

Водохозяйственные балансы разрабатываются для оценки наличия и возможности использования водных ресурсов.

Водохозяйственные балансы утверждаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства.

Порядок разработки водохозяйственных балансов утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Глава 4. Компетенция государственных органов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

Статья 14. Компетенция Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов

К ведению Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов относятся:

  1. реализация государственной политики в области использования и охраны вод и воспроизведения водных ресурсов;
  2. распоряжение внутренними морскими водами, территориальным морем, а также акваторией морских портов;
  3. осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
  4. определение приоритетов водопользования;
  5. обеспечение разработки государственных, целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
  6. определение порядка деятельности органов исполнительной власти в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, координация их деятельности;
  7. установление порядка выдачи разрешений на специальное водопользование, дноуглубительные работы, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда, а также порядка разработки нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты и перечня загрязняющих веществ, сброс которых в водные объекты нормируется, разработки и утверждения критериев оценки загрязнения подземных горизонтов водных объектов;
  8. исключен;
  9. исключен;
  10. принятие в случае возникновения аварийных ситуаций решений о сбросах сточных вод из накопителей в водные объекты, если они приводят к превышению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в этих объектах;
  11. организация и координация работ, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий аварий, стихийного бедствия, вредного действия вод или ухудшением качества водных ресурсов;
  12. принятие решений об ограничении, временном запрете (остановке) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства;
  13. утверждение проектов зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водозаборов, которые обеспечивают водоснабжение территории более чем одной области;
    • 13-1. утверждение планов управления речными бассейнами и порядка их разработки;
    • 13-2. утверждение планов управления рисками затопления и порядке их разработки;
  14. управление внешними связями Украины в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
    • 14-1. отведение акваторий морских портов;
  15. решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.

Статья 15. Компетенция центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

К ведению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов относятся:

  1. обеспечение формирования государственной политики в сфере охраны и воссоздания вод (поверхностных, подземных, морских), рационального использования водных ресурсов;
  2. исключен;
  3. разработка государственных, целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
  4. исключен;
  5. разработка и утверждения нормативов и правил, участие в разработке стандартов относительно регулирования использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов в пределах своей компетенции;
  6. исключен;
  7. исключен;
  8. исключен;
  9. исключен;
  10. осуществление международного сотрудничества по вопросам использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
    • 10-1. утверждение границ районов речных бассейнов, суббасейнов и водохозяйственных участков;
    • 10-2. утверждение порядка разработки водохозяйственных балансов;
    • 10-3. выделение суббасейнов и водохозяйственных участков в пределах районов речных бассейнов;1
    • 10-4. утверждение типового положения о бассейновые советы;
    • 10-5. утверждение методики отнесения массива поверхностных вод к одному из классов экологического и химического состояний массива поверхностных вод, а также отнесения искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод к одному из классов экологического потенциала искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод;
    • 10-6. утверждение методики отнесения массива подземных вод к одному из классов количественного и химического состояний массива подземных вод;
    • 10-7. утверждение перечня загрязняющих веществ для определения химического состояния массивов поверхностных и подземных вод и экологического потенциала искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод;
    • 10-8. утверждение методики определения массивов поверхностных и подземных вод
  11. решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.

Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои территориальные органы (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды.

Статья 15-1. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

К компетенции центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в области охраны окружающей среды, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов относятся:

  1. реализация государственной политики в области охраны и воссоздания вод (поверхностных, подземных, морских), рационального использования водных ресурсов;
  2. участие в реализации государственных целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
  3. организация и осуществление государственного мониторинга вод;
  4. реализация полномочий в сфере оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством об оценке воздействия на окружающую среду;
  5. выдача, аннулирование, осуществление переоформления и выдача дубликатов разрешений на проведение работ на землях водного фонда в пределах прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов, во внутренних морских водах, лиманах и территориальном море;
  6. разработка и утверждение в установленном порядке организационно-экономических мероприятий по обеспечению охраны и использования вод и воссоздания водных ресурсов;
  7. решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои территориальные органы (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды.

Статья 15-2. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществления государственного надзора (контроля) в области охраны и рационального использования вод и воссоздания водных ресурсов, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов

К компетенции центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны и рационального использования вод и воссоздания водных ресурсов, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов относятся:

  1. осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства об охране и рациональном использовании вод и воссоздания водных ресурсов;
  2. принятие в установленном порядке решения об ограничении, временном запрете (остановке) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства;
  3. решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.

Статья 16. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

К ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов относятся:

  1. реализация государственной политики в сфере развития водного хозяйства и мелиорации земель, управления, использования и воссоздания поверхностных водных ресурсов;
  2. разработка и установление режимов работы водохранилищ комплексного назначения, водохозяйственных систем и каналов, утверждение правил их эксплуатации;
  3. разработка и участие в реализации государственных, целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
  4. обеспечение потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах и осуществление их межбассейнового перераспределения;
  5. обеспечение функционирования системы государственного мониторинга окружающей среды в части проведения радиологических и гидрохимических наблюдений на водных объектах комплексного назначения, трансграничных водотоках, водохозяйственных системах межотраслевого и сельскохозяйственного водоснабжения, в зонах влияния атомных электростанций;
  6. проектирование, строительство и эксплуатация водохозяйственных систем и объектов комплексного назначения;
  7. осуществление мероприятий по экологическому оздоровлению поверхностных вод и ухода за ними;
  8. ведение государственного учета водопользования и государственного водного кадастра;
  9. выдача разрешений на специальное водопользование;
    • 9-1. выдача, аннулирование, осуществления переоформления и выдача дубликатов разрешений на проведение работ на землях водного фонда (кроме проведения работ на землях водного фонда в пределах прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов, во внутренних морских водах, лиманах и территориальном море);
    • 9-2. выдача разрешений на специальное водопользование водных объектов в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;
  10. осуществление международного сотрудничества в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов пограничных вод;
  11. осуществление мероприятий, связанных с предотвращением вредного действия вод и ликвидацией их последствий, включая противопаводковую защиту сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий;
  12. осуществление контроля за соблюдением режимов работы водохранилищ и водохозяйственных систем;
    • 12-1.обобщение и анализ отчетов водопользователей по использованию водных ресурсов;
    • 12-2. согласование нормативов водоснабжения;
    • 12-3. осуществление мониторинга качества вод в контрольных створах в районах основных водозаборов комплексного назначения, водохозяйственных систем межотраслевого и сельскохозяйственного водоснабжения;
    • 12-4. осуществление мониторинга водных объектов по радиологическим показателям на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
    • 12-5. исключен;
    • 12-6. разработка совместно с другими органами исполнительной власти комплекса мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению разрушительных последствий наводнений, обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод и ледохода;
    • 12-7. организация выполнения работ, связанных с минимизацией последствий вредного воздействия вод, в том числе защитой от подтопления, паводков и наводнений сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных земель;
    • 12-8. разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, формирование долгосрочных прогнозов водохозяйственных балансов, утверждение водохозяйственных балансов, участие в решении вопросов, связанных с межгосударственным распределением стока рек и использованием пограничных вод;
    • 12-9. осуществление паспортизации рек и источников питьевого водоснабжения;
    • 12-10. разработка мероприятий по обеспечению централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой;
    • 12-11. согласование документации по землеустройству в случаях и порядке, определенных Земельным кодексом Украины и Законом Украины "О землеустройстве" о соответствии с указанной документацией в водном законодательстве;
  13. решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере развития водного хозяйства, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои территориальные органы (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам водного хозяйства.

Статья 17. Компетенция центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

К ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов относится:

  1. выдача специальных разрешений на пользование недрами для разработки месторождений подземных вод по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда;
  2. ведение государственного учета подземных вод и водного кадастра;
  3. ведение государственного мониторинга подземных вод;
  4. исключен;
  5. исключен;
  6. выявление бездействующих буровых скважин и проведение мер по их ликвидации или ремонту и дальнейшему использованию;
  7. осуществление государственного геологического контроля за ведением поисково-разведывательных и других работ относительно геологического изучения подземных вод;
  8. решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов.

Статья 17-1. Компетенция Совета министров Автономной Республики Крым в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

К компетенции Совета министров Автономной Республики Крым в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов на территории Автономной Республики Крым относится:

  1. обеспечение реализации государственной политики в области водного хозяйства, использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
  2. участие в разработке и выполнении государственных программ, разработка и обеспечение выполнения республиканских (Автономной Республики Крым) программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
  3. исключен;
  4. исключен 07.02.17 г (выдача разрешений на специальное водопользование с водных объектов местного значения);
  5. удовлетворение потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах и осуществления их межбассейнового перераспределения;
  6. проектирование, строительство и эксплуатация водохозяйственных систем и объектов комплексного назначения;
  7. осуществление мероприятий по экологическому оздоровлению поверхностных вод и ухода за ними;
  8. согласование разрешений на специальное водопользование;
  9. осуществление мер, связанных с предупреждением вредного действия вод и ликвидацией ее последствий, включая противопаводковую защиту населенных пунктов и земель;
  10. осуществление контроля за соблюдением режима работы водохранилищ и водохозяйственных систем;
  11. согласование размещения предприятий и других объектов, деятельность которых связана с использованием водных ресурсов и может негативно влиять на их состояние;
  12. организация работы, связанной с ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий, ухудшением качества вод или их вредным воздействием, с привлечением предприятий, учреждений и организаций в порядке, предусмотренном законодательством;
  13. организация информирования населения о состоянии водных объектов, его изменение и осуществление водоохранных мероприятий;
  14. осуществление контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов;
  15. решение других вопросов в области регулирования водных отношений, определенных законом

Статья 17-2. Компетенция областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

К компетенции областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов относится:

  1. исключен 07.02.17 г (выдача разрешений на специальное водопользование);
  2. согласование проектов водоохранных зон;
  3. исключен
  4. решение других вопросов в области регулирования водных отношений, определенных законом.

Глава 5. Контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

Статья 18. Задача контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

Контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов заключается в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований водного законодательства.

Статья 19. Государственный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов

Государственный контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов осуществляется Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воссоздания и охраны природных ресурсов, другими государственными органами в соответствии с законодательством Украины.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов определяется этим Кодексом и другими актами законодательства.

Статья 20. Общественный контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов

Общественный контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей среды, полномочия которых определяются положением, которое утверждается центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 21. Государственный мониторинг вод

С целью обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии вод, прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляется государственный мониторинг вод. Составляющими государственного мониторинга вод является мониторинг биологических, гидроморфологических, химических и физико-химических показателей.

Государственный мониторинг вод является составной частью государственной системы мониторинга окружающей природной среды Украины и осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Статья 21-1. Экологический и химический состояния массива поверхностных вод, экологический потенциал искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод

Экологическое состояние массива поверхностных вод определяется по биологическим показателям с использованием гидроморфологических, химических и физико-химических показателей и на основе экологического норматива качества воды классифицируется как "отличный", "добрый", "удовлетворительное", "плохой" или "очень плохой".

Химическое состояние массива поверхностных вод определяется по отдельным группам загрязняющих веществ и на основе экологического норматива качества воды классифицируется как "хорошее" или "недостижения хорошего".

Экологический потенциал искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод определяется по биологическим показателям с использованием гидроморфологических, химических и физико-химических показателей и на основе экологического норматива качества воды классифицируется как "хорошее", "удовлетворительное", "плохой" или "очень плохой".

Методика отнесения массива поверхностных вод к одному из классов экологического и химического состояний массива поверхностных вод, а также отнесения искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод к одному из классов экологического потенциала искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Перечень загрязняющих веществ для определения химического состояния массива поверхностных вод и экологического потенциала искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 21-2. Количественный и химический состояния массива подземных вод

Количественный состояние массива подземных вод определяется по соотношению забора подземных вод в ее общего объема и классифицируется как "хорошее" или "плохой".

Химическое состояние массива подземных вод определяется по отдельным группам загрязняющих веществ и классифицируется как "хорошее" или "плохой".

Методика отнесения массива подземных вод к одному из классов количественного и химического состояний массива подземных вод утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Перечень загрязняющих веществ для определения химического состояния массива подземных вод утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 22. Оценка воздействия на окружающую среду

Для обеспечения экологической безопасности при размещении, проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод, осуществляется оценка воздействия на окружающую среду в порядке, определяемом законодательством.

Статья 23. Правовая защита и стимулирование работников, которые осуществляют охрану и контроль в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Работникам специально уполномоченных государственных органов и общественным инспекторам, которые осуществляют охрану и контроль в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, гарантируется правовая защита их чести, достоинства, здоровья и жизни согласно законодательству Украины.

Стимулирование работников специально уполномоченных государственных органов и общественных инспекторов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Глава 6. Государственный учет вод. Государственный водный кадастр

Статья 24. Задача государственного учета вод

Задачей государственного учета вод является установление ведомостей о количестве и качестве вод, а также данных о водопользовании, на основе которых осуществляется распределение воды между водопользователями и разрабатываются мероприятия по рациональному использованию и охране вод и воссозданию водных ресурсов.

Статья 25. Государственный учет водопользования

Государственный учет водопользования ведется с целью систематизации данных о заборе и использовании вод, сброса обратных вод и загрязняющих веществ, наличии систем оборотного водоснабжения и их мощность, а также о действующих системах очищения сточных вод и их эффективности.

Государственный учет и анализ состояния водопользования осуществляется путем предоставления водопользователями отчетов о водопользовании.

Организация ведения государственного учета водопользования осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства.

Порядок ведения государственного учета водопользования утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

Статья 26. Государственный учет поверхностных вод

Государственный учет поверхностных вод осуществляется:

  • центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, путем проведения постоянных гидрометрических, гидрохимических наблюдений за количественными и качественными характеристиками поверхностных вод согласно программе, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности, за согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства;
  • центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, в части учета поверхностных водных объектов.

Статья 27. Государственный учет подземных вод

Государственный учет подземных вод осуществляется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, путем наблюдений за количественными и качественными характеристиками подземных вод по программе, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 28. Государственный водный кадастр

Государственный водный кадастр составляется с целью систематизации данных государственного учета вод и определение имеющихся для использования водных ресурсов.

Государственный водный кадастр ведется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Государственный водный кадастр включает пространственные данные, метаданные и сервисы, обнародование, другая деятельность с которыми и доступ к которым осуществляется в сети Интернет в соответствии с Законом Украины "О национальной инфраструктуре геопространственных данных".

(Статья 28 дополнена частью третьей согласно Закона № 554-IX от 13.04.2020 - вводится в действие с 1 января 2021)

Глава 7. Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Статья 29. Организационно-экономические меры по обеспечению рационального использования и охраны вод и воссоздание водных ресурсов

Организационно-экономические мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны вод и воссозданию водных ресурсов предусматривают:

  1. выдачу разрешений на специальное водопользование;
  2. установление ставок сборов за специальное водопользование;
  3. исключен;
  4. предоставление водопользователям налоговых, кредитных и других льгот в случае внедрения ими малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, осуществление согласно законодательству других мер, которые уменьшают отрицательное влияние на воды;
  5. возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного водным объектам в случае нарушения требований законодательства.

Статья 30. Сборы за специальное водопользование

Рентную плату за специальное водопользование взимаются с целью стимулирования рационального использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов и включают рентную плату за специальное использование воды и экологический налог за рентную плату загрязняющих веществ в водные объекты, которые устанавливаются Налоговым кодексом Украины

Статья 31. исключена 21.09.2000

Статья 32. исключена 02.12.2010

Глава 8. Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Статья 33. Задача стандартизации и нормирования в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляются с целью обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности вод путем установления комплекса взаимосвязанных нормативных документов, которые определяют взаимосогласованные требования к объектам, которые подлежат стандартизации и нормированию.

Статья 34. Стандартизация в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

К комплексу нормативных документов по стандартизации в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов входят документы, которые содержат:

  • основные положения;
  • сроки и понятия, классификации;
  • методы, методики и средства определения состава и свойств вод;
  • требования к сбору, учету, обработке, хранению, анализу информации и прогнозирование количественных и качественных показателей состояния вод;
  • требования относительно рационального использования и охраны вод в отраслевых стандартах и технических условиях на процессы, продукцию и услуги;
  • метрологические нормы, правила, требования к организации работ;
  • другие нормативы по стандартизации в этой области.

Нормативные документы по стандартизации в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов разрабатываются и утверждаются в порядке, который устанавливается законодательством.

Статья 35. Нормативы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

В области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов устанавливаются такие нормативы:

  1. нормативы экологической безопасности водопользования;
  2. экологический норматив качества воды массивов поверхностных и подземных вод;
  3. нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ;
  4. отраслевые технологические нормативы образования веществ, сбрасываемых в водные объекты;
  5. технологические нормативы использования воды.

Законодательством Украины могут быть установлены и другие нормативы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.

Статья 36. Нормативы экологической безопасности водопользования

Для оценки возможностей использования воды из водных объектов для нужд населения и областей экономики устанавливаются нормативы, которые обеспечивают безопасные условия водопользования, а именно:

  • предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения;
  • предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства;
  • допустимые концентрации радиоактивных веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения.

В случае необходимости для вод водных объектов, которые используются для лечебных, курортных, оздоровительных, рекреационных и других целей, могут устанавливаться более строгие нормативы экологической безопасности водопользования.

Нормативы экологической безопасности водопользования разрабатываются и утверждаются:

  • центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения - для водных объектов, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других потребностей населения;
  • центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в области рыбного хозяйства, - для водных объектов, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства.

Нормативы экологической безопасности водопользования вводятся в действие по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 37. Экологический норматив качества воды водных объектов

Для оценки экологического и химического состояний массива поверхностных вод и химического состояния массива подземных вод и определение комплекса водоохранных мероприятий устанавливается экологический норматив качества воды массивов поверхностных и подземных вод, содержащий научно обоснованные значения концентраций загрязняющих веществ и показатели качества воды (общефизических, биологические, химические, радиационные).

Экологический норматив качества воды массивов поверхностных и подземных вод разрабатывается и утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 38. Нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ

Нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ устанавливаются с целью поэтапного достижения экологического норматива качества воды.

Порядок разработки нормативов предельно допустимого сброса и перечень загрязняющих веществ, которые нормируются, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 39. Отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые сбрасываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения

Для оценки экологической безопасности производства устанавливаются отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые сбрасываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения, т.е. нормативы предельно допустимых концентраций веществ в сточных водах, которые образовываются в процессе производства одного вида продукции при использовании одного и того же сырья.

Отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые сбрасываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения, разрабатываются и утверждаются соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающей формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды

Статья 40. Технологические нормативы использования воды

Для оценки и обеспечения рационального использования воды в областях экономики устанавливаются технологические нормативы использования воды, а именно:

  • текущие технологические нормативы использования воды - для существующего уровня технологий;
  • перспективные технологические нормативы использования воды - с учетом достижений на уровне передовых мировых технологий.

Технологические нормативы использования воды разрабатываются и утверждаются соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Статья 41. Регулирование сброса в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

Сброс в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы экологической безопасности водопользования и нормативы предельно допустимого сбрасывания, запрещается.

Сброс таких веществ в исключительных случаях может быть разрешен центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в области рыбного хозяйства и рыбной промышленности, при условии, что в течение установленного ими периода эти нормативы будут разработаны и утверждены.

Заказчиками на разработку нормативов экологической безопасности водопользования и нормативов предельно допустимого сброса этих веществ являются водопользователи, которые осуществляют сброс.