Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие адвокаты найти или добавить

Государственный бюджет Украины

Раздел II - Бюджетного кодекса Украины
Государственный бюджет Украины

Глава 5. Доходы, расходы и кредитование государственного бюджета Украины

Статья 29. Состав доходов Государственного бюджета Украины

1. В доходы Государственного бюджета Украины включаются доходы бюджета, за исключением тех, что согласно статьям 64, 66, 69 и 71 настоящего Кодекса закреплены за местными бюджетами.

2. К доходам общего фонда Государственного бюджета Украины относятся:

  1. налог на прибыль предприятий (кроме налога, определенного пунктом 2 части первой статьи 69 настоящего Кодекса);
  2. 50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования;
  3. 50 процентов сбора за специальное использование воды (кроме сбора за специальное использование воды водных объектов местного значения);
  4. 50 процентов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме платы за пользование недрами в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, которая зачисляется в общий фонд государственного бюджета в полном объеме);
  5. Пункт 5 части второй статьи 29 исключен
    5-1) 50 процентов налога на доходы физических лиц, уплачивается (перечисляется) на территории города Киева;
  6. налог на добавленную стоимость (кроме налога, зачисляемого в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  7. акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) (кроме акцизного налога, определенного в части первой статьи 66 настоящего Кодекса, и акцизного налога, которая зачисляется в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  8. акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) (кроме акцизного налога, которая зачисляется в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  9. плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности (кроме платы за лицензии, определенной в части первой статьи 64 и в частях первой и второй статьи 66 настоящего Кодекса);
  10. ввозная пошлина (кроме пошлины, зачисляемой в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  11. вывозная пошлина;
  12. средства, полученные за совершение консульских действий на территории Украины, а также средства, полученные за совершение консульских действий за пределами Украины (кроме части средств, зачисляемых в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  13. часть чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в государственный бюджет в соответствии с законом, и дивиденды (доход), начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых имеется государственная собственность ;
  14. средства, перечисляемые Национальным банком Украины соответственно Закону Украины "О Национальном банке Украины";
  15. отчисления средств, полученных от проведения государственных денежных лотерей;
  16. плата за размещение временно свободных средств государственного бюджета (кроме средств, полученных высшими и профессионально-техническими учебными заведениями от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право);
  17. средства, полученные зарубежными дипломатическими учреждениями Украины в качестве платы за размещение принадлежащих им бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков;
  18. рентная плата за нефть, природный газ, газовый конденсат, добываемые в Украине;
  19. рентная плата за транзитную транспортировку трубопроводами природного газа по территории Украины (если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины);
  20. рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам территории Украины;
  21. рентная плата за транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины;
    21-1) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками (если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины);
    21-2) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности (если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины);
  22. средства от санкций (штрафы, пеня и др.), применяемые в соответствии с законом (кроме штрафов, определенных пунктами 11, 12 и 13 части первой статьи 69 настоящего Кодекса, и штрафов, которые зачисляются в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины ;
  23. исполнительный сбор, взимаемый органами государственной исполнительной службы (кроме части сбора, засчитывается в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  24. поступления от арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом и другим государственным имуществом (кроме части арендной платы за пользование имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, содержащимся за счет государственного бюджета, который зачисляется в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  25. государственная пошлина в части, согласно закону зачисляется в государственный бюджет;
  26. единый сбор, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
  27. плата за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов;
  28. концессионные платежи по объектам государственной собственности (кроме платежей, зачисляются в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  29. средства от реализации имущества, конфискованного по решению суда; сокровищ, являющихся памятниками истории и культуры; имущества, полученного государством в порядке наследования или дарения;
  30. отчисления от суммы средств, потраченных на рекламу табачных изделий и / или алкогольных напитков в пределах Украины;
  31. сбор за выдачу специальных разрешений на пользование недрами и средства от продажи таких разрешений;
  32. плата за выделение номерного ресурса;
  33. плата за государственную регистрацию источников ионизирующего излучения (регистрационный сбор);
  34. сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;
  35. поступления в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях (кроме части поступлений, зачисляются в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  36. средства, полученные от предоставления участниками процедуры закупок обеспечения их предложения конкурсных торгов, которые не подлежат возврату этим участникам, в случаях, предусмотренных Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок", в части осуществления закупок за счет средств государственного бюджета;
  37. средства, полученные от участника - победителя процедуры закупки при заключении договора о закупке в качестве обеспечения исполнения настоящего договора, не подлежат возврату участнику-победителю, в части осуществления закупок за счет средств государственного бюджета;
    37-1) плата за подачу жалобы в орган обжалования согласно статье 18 Закона Украины "Об осуществлении государственных закупок";
  38. портовый (административный) сбор (кроме части сбора, засчитывается в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  39. плата за предоставление государственных гарантий и пользование кредитами (займам), привлеченным государством;
  40. плата за пользование кредитом из государственного бюджета (кроме платы, зачисляемой в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины);
  41. средства от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, полученные государственным учреждением, уполномоченным на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  42. 80 процентов средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 процентов средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро;
  43. 10 процентов средств от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности до разграничения земель государственной и коммунальной собственности (кроме земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации); средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности после разграничения земель государственной и коммунальной собственности (если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины);
  44. средства, полученные от секретариата ООН, ОБСЕ или иной региональной организации за участие украинского контингента Вооруженных Сил Украины в миротворческих операциях;
  45. средства, которые передаются в государственный бюджет из местных бюджетов;
  46. другие доходы, которые в установленном порядке зачисляются в общий фонд государственного бюджета.

3. Если законом установлен новый вид дохода государственного бюджета, его зачисления в общий фонд определяется законом о Государственном бюджете Украины на период до внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

4. Состав доходов специального фонда Государственного бюджета Украины определяется законом о Государственном бюджете Украины с учетом норм этого Кодекса.

5. Закон о Государственном бюджете Украины в исключительных случаях может относить на соответствующий бюджетный период отдельные виды доходов общего фонда Государственного бюджета Украины (или их часть), которые определены частью второй настоящей статьи, в специальный фонд Государственного бюджета Украины.

Статья 30. Состав расходов и кредитования государственного бюджета Украины

1. Расходы и кредитования Государственного бюджета Украины включают бюджетные назначения, установленные законом о Государственном бюджете Украины на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий согласно статье 87 настоящего Кодекса.

2. Источниками формирования общего фонда Государственного бюджета Украины в части кредитования являются:

  1. поступления вследствие взыскания просроченной задолженности перед государством по кредитам (займам), привлеченным государством или под государственные гарантии, кредитами из государственного бюджета, если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины;
  2. возврат кредитов, предоставленных из государственного бюджета, не имеющих целевого назначения;
  3. возврат кредитов в государственный бюджет, предоставленных для реализации инвестиционных программ (проектов) за счет кредитов (займов), привлеченных государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.

3. Источники формирования специального фонда Государственного бюджета Украины в части кредитования определяются законом о Государственном бюджете Украины.

Статья 31. Секретные расходы

1. Государственный бюджет Украины должен содержать объяснение всех расходов, за исключением расходов, связанных с государственной тайной (тайных расходов).

2. Тайные расходы, предусмотренные на деятельность органов государственной власти, в интересах национальной безопасности включаются в Государственный бюджет Украины без детализации.

3. Контроль за проведением секретных расходов осуществляется Счетной палатой и Министерством финансов Украины.

4. Отчеты о проведенных секретных расходах предварительно рассматриваются Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны.

5. Отчеты о проведенных секретных расходах рассматриваются Верховной Радой Украины на закрытом пленарном заседании.

Глава 6. Составление проекта государственного бюджета Украины

Статья 32. Организационные основы составления проекта Государственного бюджета Украины

1. Кабинет Министров Украины разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины.

2. Министерство финансов Украины отвечает за составление проекта закона о Государственном бюджете Украины, определяет основные организационно-методические принципы бюджетного планирования, которые используются для подготовки бюджетных запросов и разработки проекта Государственного бюджета Украины и прогноза Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода.

3. Министерство финансов Украины на основании основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода и анализа исполнения бюджета в предыдущих и текущем бюджетном периоде определяет общий уровень доходов, расходов и кредитования бюджета и дает оценку объема финансирования бюджета для составления проекта Государственный бюджет Украины и индикативных прогнозных показателей Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода.

Статья 33. Определение бюджетной политики на следующий бюджетный период

1. Министерство финансов Украины совместно с другими центральными органами исполнительной власти разрабатывает проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период и до 20 марта года, предшествующего плановому, подает его на рассмотрение в Кабинет Министров Украины.

2. Национальный банк Украины до 15 марта года, предшествующего плановому, подает в Верховную Раду Украины и Кабинета Министров Украины прогнозные монетарные показатели на следующий год и до 1 апреля года, предшествующего плановому, - проект сметы доходов и расходов Национального банка Украины на следующий год, используемые для составления проекта закона о Государственном бюджете Украины.

3. Кабинет Министров Украины не позднее 1 апреля года, предшествующего плановому, рассматривает и утверждает проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период и в трехдневный срок представляет в Верховную Раду Украины, которая его рассматривает по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.

4. Проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период основывается на прогнозных и программных документах экономического и социального развития и содержит положения относительно:

  1. основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины (с указанием показателей номинального и реального объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен и цен производителей, официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, уровня безработицы);
  2. основных задач бюджетной политики, в частности предельного объема дефицита (профицита) государственного бюджета, доле прогнозного годового объема валового внутреннего продукта, который перераспределяется через сведенный бюджет Украины, предельного объема государственного долга, установление размера минимальной заработной платы, прожиточного минимума и уровня его обеспечения;
  3. приоритетных задач налоговой политики;
  4. реализации приоритетных государственных (целевых) программ;
  5. взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами, включая обоснование удельного веса местных бюджетов в сводном бюджете Украины;
  6. других вопросов, необходимых для составления проекта закона о Государственном бюджете Украины.

Статья 34. Инструкции по подготовке бюджетных запросов

1. Для подготовки проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов в сроки, определенные Министерством финансов Украины.

2. Инструкции по подготовке бюджетных запросов могут вводить организационные, финансовые и другие ограничения, которых обязаны придерживаться все распорядители бюджетных средств в процессе подготовки бюджетных запросов.

Статья 35. Составления бюджетного запроса

1. Главные распорядители бюджетных средств обеспечивают составление бюджетных запросов для представления Министерству финансов Украины в соответствии с требованиями инструкции по подготовке бюджетных запросов, с учетом отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ, а также выводов о результатах контрольных мероприятий, проведенных органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства , в сроки и порядке, установленные Министерством финансов Украины.

2. Главные распорядители бюджетных средств обеспечивают включение в бюджетных запросов показателей по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных программ (проектов), в случае их одобрения в установленном законодательством порядке и на основании расчетов объема затрат и выгод по реализации таких инвестиционных программ (проектов) .

3. Главные распорядители бюджетных средств обеспечивают своевременность, достоверность и содержание представленных Министерству финансов Украины бюджетных запросов, которые должны содержать всю информацию, необходимую для анализа показателей проекта Государственного бюджета Украины, индикативных прогнозных показателей Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода, согласно требованиям Министерства финансов Украины.

Статья 36. Анализ бюджетных запросов и разработка проекта Государственного бюджета Украины

1. Министерство финансов Украины на любом этапе составления и рассмотрения проекта Государственного бюджета Украины проводит анализ бюджетного запроса, представленного главным распорядителем бюджетных средств, на предмет его соответствия цели, приоритетности, а также эффективности использования бюджетных средств. На основе результатов анализа, в том числе на основании отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ, заключения о результатах контрольных мероприятий, проведенных органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства, Министр финансов Украины принимает решение о включении бюджетного запроса к проекту Государственного бюджета Украины перед представлением его на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

2. На основе анализа бюджетных запросов, представляемых согласно статье 35 настоящего Кодекса, Министерство финансов Украины готовит проект закона о Государственном бюджете Украины.

3. Министерство финансов Украины при подготовке проекта Государственного бюджета Украины рассматривает и принимает меры для устранения расхождений с главными распорядителями бюджетных средств. Если согласование не достигнуто, Министерство финансов Украины прилагает свое заключение по несогласованным вопросам к указанному проекту, который подается Кабинета Министров Украины.

Статья 37. Одобрение Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины

1. Министерство финансов Украины подает Кабинету Министров Украины для рассмотрения проект закона о Государственном бюджете Украины и вносит предложения относительно сроков и порядка рассмотрения этого проекта в Кабинете Министров Украины.

2. Кабинет Министров Украины до одобрения проекта закона о Государственном бюджете Украины представляет Совету национальной безопасности и обороны Украины данный проект закона по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины.

3. Кабинет Министров Украины принимает постановление об одобрении проекта закона о Государственном бюджете Украины и подает его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины и Президенту Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.

Статья 38. Материалы, которые прилагаются к проекту закона о Государственном бюджете Украины

1. Вместе с проектом закона о Государственном бюджете Украины, одобренным Кабинетом Министров Украины, подаются:

1) пояснительная записка к проекту закона о Государственном бюджете Украины, которая должна содержать:

а) информацию об экономическом положении государства и основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период, положенные в основу проекта Государственного бюджета Украины;

б) оценку поступлений бюджета, предлагаемых для обеспечения финансовыми ресурсами расходов бюджета;

в) объяснения к основным положениям проекта Государственного бюджета Украины и проекта закона о Государственном бюджете Украины, включая анализ предлагаемых объемов расходов и кредитования по бюджетной классификации (функциональной, ведомственной и программной классификации расходов и кредитования бюджета, экономической классификации расходов бюджета). Объяснение включают бюджетные показатели за предыдущий, текущий, следующий бюджетные периоды в разрезе классификации расходов и кредитования бюджета;

г) информацию относительно учета Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;

г) аналитические данные, расчеты с обоснованием особенностей межбюджетных взаимоотношений, а именно:

  • детальные расчеты прогнозного общего объема доходов и расходов, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами, по видам доходов и по функциям;
  • базовые показатели и результаты расчетов индексов относительно налогоспособности в разрезе местных бюджетов;
  • детальный расчет размера финансового норматива бюджетной обеспеченности по функциям и видам местных бюджетов;
  • детальный расчет корректирующих коэффициентов и коэффициента выравнивания;
  • расчеты объемов субвенций из государственного бюджета местным бюджетам по видам льгот и помощи с детальными финансовыми и количественными показателями;

д) информацию относительно объемов государственного долга, в том числе по типу долгового обязательства, графика его погашения, объемов и условий государственных заимствований;

е) информацию о цели, задачи и ожидаемые результаты, которых каждый главный распорядитель средств государственного бюджета предусматривает достичь при выполнении бюджетных программ, по форме, определенной Министерством финансов Украины;

е) обоснование расчета стоимостной величины прожиточного минимума на соответствующий бюджетный период в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для основных социальных и демографических групп населения;

ж) расчеты объема компенсации за счет средств государственного бюджета потерь субъектов хозяйствования вследствие принятия Кабинетом Министров Украины, другими центральными органами исполнительной власти решений по регулированию цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг;

2) прогнозные показатели сводного бюджета Украины (включая оценку Государственного бюджета Украины и местных бюджетов) в соответствии с бюджетной классификацией, а также сводный баланс финансовых ресурсов Украины;

3) перечень льгот по налогам и сборам (обязательным платежам) с расчетом потерь доходов бюджета от их предоставления;

4) перечни и объемы средств по государственным целевым программам, которые включены главными распорядителями средств государственного бюджета в бюджетных программ, предусмотренных в проекте закона о Государственном бюджете Украины;

5) сведения и структура государственных долговых и гарантийных обязательств на текущий и последующие бюджетные периоды до полного погашения таких обязательств, включая объем расходов на обслуживание государственного долга;

6) план государственных заимствований на следующий бюджетный период, а также перечень инвестиционных программ (проектов), под которые могут предоставляться государственные гарантии в следующем бюджетном периоде. План государственных заимствований на следующий бюджетный период должен включать перечень кредитов (займов) с указанием кредиторов, видов, цели, названия валюты, срока и процентной ставки государственных заимствований, а также состояния заключения кредитных договоров;

7) прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода, подготовленный в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса;

8) доклад о ходе исполнения Государственного бюджета Украины в текущем бюджетном периоде;

9) объяснения главных распорядителей бюджетных средств в проект Государственного бюджета Украины на основании бюджетных запросов по форме, определенной Министерством финансов Украины (подаются в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета);

10) протокол о результатах консультаций Кабинета Министров Украины с всеукраинскими ассоциациями органов местного самоуправления;

11) информация относительно учета предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины к проекту закона о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины (с мотивированным обоснованием);

12) информация о привлечении долгосрочных (более одного года) кредитов (займов), предоставление гарантий, приобретения прав поручителя по таким обязательствам государственными предприятиями, в том числе хозяйственными обществами, в уставном фонде которых государству принадлежит 50 и более процентов акций (долей, паев);

13) другие материалы, объем и форму которых определяет Кабинет Министров Украины.

В случае изменения Кабинетом Министров Украины показателей объемов межбюджетных трансфертов при рассмотрении и доработке проекта закона о Государственном бюджете Украины Кабинет Министров Украины представляет расчеты соответственно требованиям подпункта "г" пункта 1 настоящей части статьи.

Глава 7. Рассмотрение и утверждение государственного бюджета Украины

Статья 39. Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета Украины

1. Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета Украины происходит в Верховной Раде Украины по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.

2. В течение трех дней со дня принятия Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины Кабинет Министров Украины подает Президенту Украины обоснования и расчеты по бюджетным показателям такого закона, измененных по сравнению с проектом закона о Государственном бюджете Украины, представленным Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины на рассмотрение в первом чтении.

3. Если Президент Украины вернул в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения закон о Государственном бюджете Украины с мотивированными и сформулированными предложениями, которые предусматривают изменения бюджетных показателей, Кабинет Министров Украины в недельный срок представляет Верховной Раде Украины изменения к показателям, указанным в текстовых статьях такого закона, и обновленные приложения к нему в соответствии с предложениями Президента Украины.

Статья 40. Предмет регулирования закона о Государственном бюджете Украины

1. Законом о Государственном бюджете Украины определяются:

  1. общая сумма доходов, расходов и кредитования государственного бюджета (с распределением на общий и специальный фонды);
  2. предельный объем годового дефицита (профицита) государственного бюджета в соответствующем бюджетном периоде и государственного долга на конец соответствующего бюджетного периода, предельный объем предоставления государственных гарантий, а также полномочия по этих гарантий в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса;
  3. доходы государственного бюджета по бюджетной классификации (в приложении к закону);
  4. финансирование государственного бюджета по бюджетной классификации (в приложении к закону);
  5. бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета по бюджетной классификации с обязательным выделением расходов потребления (из них расходов на оплату труда, оплату коммунальных услуг и энергоносителей) и расходов развития, включая распределение расходов на централизованные мероприятия между административно-территориальными единицами (в приложениях к закону);
  6. бюджетные назначения межбюджетных трансфертов (в приложениях к закону);
  7. размер оборотного остатка средств государственного бюджета;
  8. размер минимальной заработной платы на соответствующий бюджетный период;
  9. размер прожиточного минимума на соответствующий бюджетный период в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для основных социальных и демографических групп населения и уровень обеспечения прожиточного минимума на соответствующий бюджетный период;
  10. перечень кредитов (займов), привлекаемых государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), с указанием кредиторов, общих объемов кредитов (займов) и объемов их привлечения в соответствующем бюджетном периоде в разрезе бюджетных программ (в приложении к закону);
  11. дополнительные положения, регламентирующие процесс исполнения бюджета.

2. В законе о Государственном бюджете Украины расходы и кредитования за главными распорядителями средств государственного бюджета должны быть детализированы по программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета, по группам функциональной классификации расходов и кредитования бюджета и отдельными категориями экономической классификации расходов бюджета и классификации кредитования бюджета.

Статья 41. Особенности формирования поступлений бюджета и осуществления расходов бюджетов в случае несвоевременного вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины

1. Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете Украины, Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы Государственного бюджета Украины в соответствии со следующими требованиями:

  1. расходы Государственного бюджета Украины могут осуществляться лишь на бюджетные программы, бюджетные назначения по которым установлены законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотрены в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, представленном Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины , по которым полностью сохраняются целевые ограничения;
  2. ежемесячные бюджетные ассигнования общего фонда Государственного бюджета Украины суммарно не могут превышать 1 / 12 объема бюджетных назначений, определенных законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период (кроме случаев, предусмотренных частью шестой статьи 16 и частью четвертой статьи 23 настоящего Кодекса, а также пунктами 4 и 5 части второй настоящей статьи).

2. До вступления в силу законом о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период:

  1. запрещается из общего фонда государственного бюджета осуществлять расходы в части капитальных расходов и предоставления кредитов из бюджета, кроме капитальных расходов, связанных с ликвидацией аварий на объектах социально-культурной сферы, жилищного хозяйства, систем тепло-, энерго-, газо -, водоснабжения и водоотведения, а также расходов, связанных с введением военного или чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации и выделением средств из резервного фонда государственного бюджета;
  2. государственные заимствования могут осуществляться в объеме, не превышающем объем расходов на погашение государственного долга в соответствующий период, а государственные гарантии не предоставляются;
  3. действуют нормы закона о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период, кроме норм, которыми определены общие показатели государственного бюджета, бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета и объемы трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами;
  4. 4) социальные стандарты и социальные гарантии, в том числе прожиточный минимум, уровень его обеспечения, минимальная заработная плата, предоставление льгот, компенсаций и гарантий населению, в текущем бюджетном периоде применяются в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода;
  5. перечисление дотаций выравнивания из государственного бюджета местным бюджетам и средств, которые передаются в государственный бюджет из местных бюджетов, осуществляется в соответствии с объемами, определенными в проекте закона о Государственном бюджете Украины, представленном Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины.

Глава 8. Выполнение государственного бюджета Украины

Статья 42. Организация выполнения государственного бюджета

1. Кабинет Министров Украины обеспечивает выполнения Государственного бюджета Украины. Министерство финансов Украины осуществляет общую организацию и управление исполнением Государственного бюджета Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета.

Статья 43. Казначейское обслуживание бюджетных средств

1. При выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Государственное казначейство Украины, которое действует в составе Министерства финансов Украины, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины.

Казначейское обслуживание бюджетных средств предусматривает:

  1. расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов в соответствии с законодательством;
  2. контроль за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений бюджета, взятии бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств и осуществлении платежей по этим обязательствам;
  3. ведение бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов с соблюдением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета;
  4. осуществление других операций с бюджетными средствами.

В органах Государственного казначейства Украины бюджетным учреждениям открываются счета в установленном законодательством порядке.

2. Обслуживание Государственным казначейством Украины учреждений Украины, которые функционируют за рубежом, осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

3. Государственным казначейством Украины не осуществляется оплата услуг по обработке электронных расчетных документов и сообщений в системе электронных переводов Национального банка Украины и по переводу средств через валютные счета, открытые в Национальном банке Украины.

4. Государственное казначейство Украины по согласованию с Министерством финансов Украины имеет право привлекать на возвратной основе средства единого казначейского счета для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины и для предоставления среднесрочных ссуд местным бюджетам.

5. Объемы временных кассовых разрывов местных бюджетов, связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда, в обязательном порядке покрываются Государственным казначейством Украины в пределах текущего бюджетного периода, а временные кассовые разрывы Пенсионного фонда Украины, связанные с выплатой пенсий, - в пределах фактического дефицита средств на эти цели за счет средств единого казначейского счета на договорных условиях без начисления процентов за пользование этими средствами с обязательным их возвратом до конца текущего бюджетного периода.

Порядок проведения таких операций утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 44. Роспись Государственного бюджета Украины

1. Государственный бюджет Украины выполняется за росписью, которая утверждается Министром финансов Украины в соответствии с бюджетными назначениями в месячный срок со дня принятия закона о Государственном бюджете Украины. До утверждения росписи Государственного бюджета Украины Министром финансов Украины утверждается временная роспись Государственного бюджета Украины на соответствующий период.

Экземпляр утвержденного росписи Государственного бюджета Украины передается в Счетную палату и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета с дальнейшим информированием о внесенных в него изменения, обусловленные внесением изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

2. Министерство финансов Украины на протяжении бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи Государственного бюджета Украины установленным бюджетным назначением, а также соответствие распределения бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по общему фонду государственного бюджета по определенным этим расписанием периодам года соответствующем прогноза поступлений общего фонда государственного бюджета в течение бюджетного периода.

Статья 45. Исполнение Государственного бюджета Украины по доходам

1. Министерство финансов Украины осуществляет прогнозирование и анализ доходов бюджета, а также согласование решений центрального налогового органа о рассрочку или отсрочки денежных обязательств плательщиков налогов или налогового долга на срок, выходящий за пределы одного бюджетного периода, Относительно общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей).

2. Государственное казначейство Украины ведет бухгалтерский учет всех поступлений Государственно бюджета Украины и по представлению органов, контролирующем взимания поступлений бюджета, осуществляет возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет.

3. Органы, контролирующие взимания поступлений бюджета, обеспечивают своевременное и в полном объеме поступления в Государственный бюджет налогов и сборов (обязательных платежей) и друг доходов соответственно законодательства. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы городским (городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) советов координируют деятельность соответствующи органов взыскания по выполнению определенных для территорий показателей доходов бюджета.

4. Налоги и сборы (обязательные платежи) и прочие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейских счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, контролирующем взимания поступлений бюджета (по исключением учреждений Украины, которы функционируют за рубежом).

Порядок зачисления в Государственный бюджет средств, получаемых учреждениями Украины, которы функционируют за рубежом, устанавливается кабинетом министров Украины.

5. Налоги и сборы (обязательные платежи) и прочие доходы государственного бюджета признаются зачисленнымы в Государственный бюджет со дня зачисления на единый казначейских счет.

6. Запрещается проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях, за исключением операций, связанных с государственным долгом, и случаев, предусмотренных законом о Государственно бюджете Украины.

7. Перечень налогов и сборов (обязательных платежей) и друг доходов бюджета Согласно бюджетной классификации в разрезе органов, контролирующем взимания поступлений бюджета, а также общие требования по учету доходов бюджета определяются кабинетом министров Украины.

8. В случае изменения местонахождения субъектов хозяйствования - налогоплательщиков уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода.

Статья 46. Стадии исполнения бюджета по расходам и кредитованием

1. Стадиями выполнения бюджета по расходам и кредитованием являются:

  1. установления бюджетных ассигнований распорядителем бюджетных средств на основе и в пределах утвержденной росписи бюджета;
  2. утверждение смет, паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), а также порядков использования бюджетных средств;
  3. принятие бюджетных обязательств;
  4. получение товаров, работ и услуг;
  5. осуществление платежей Согласно взятых бюджетных обязательств;
  6. использование товаров, работ и услуг для выполнения мероприятий бюджетных программ;
  7. возврат кредитов в бюджет (по кредитованию бюджета).

Статья 47. Установления бюджетных ассигнований распорядителем бюджетных средств

1. Согласно утвержденным росписи бюджета распорядителем бюджетных средств получают бюджетные ассигнования, которы являются основанием для утверждения смет. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений устанавливается кабинетом министров Украины.

2. Государственное казначейство Украины осуществляет контроль за соответствие смет распорядителем бюджетных средств росписи бюджета.

3. Распорядителем бюджетных средств обеспечивают управление бюджетнымы ассигнования и осуществления контроля за выполнением процедур и требований, установленных настоящим Кодексом.

Статья 48. Взятие бюджетных обязательств

1. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Государственного казначейства Украины; относительно задач (проектов) Национальной программы информатизации - после их согласования с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации - центральным органом исполнительной власти, определенным Кабинетом Министров Украины.

2. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета (с соблюдением требований части второй статьи 57 настоящего Кодекса).

По бюджетным программам, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков, международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), срок действия которых завершается в текущем бюджетном периоде, распорядители бюджетных средств имеют право принимать соответствующие бюджетные обязательства в четвертом квартале текущего бюджетного периода более фактические поступления таких кредитов (займов) при условии наличия письменного согласия кредитора на оплату этих обязательств в течение первого квартала следующего бюджетного периода.

3. Размещение заказа, заключение договора, приобретения товара, услуги или осуществления других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взяты обязательства без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджет), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность.

4. Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых в соответствии с частью шестой настоящей статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.

Требования физических и юридических лиц о возмещении убытков и / или ущерба по обязательствам, взятым распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), взимаемых с лиц, виновных во взятии таких обязательств, в судебном порядке.

5. Государственное казначейство Украины осуществляет регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении бюджета. При регистрации и учета бюджетных обязательств осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе).

6. Бюджетные обязательства по выплате субсидий, помощи, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентской платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан , учитываются Государственным казначейством Украины независимо от определенных на эти цели бюджетных назначений.

7. Порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.

Статья 49. Осуществление платежей согласно взятых бюджетных обязательств

1. Распорядитель бюджетных средств после получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и предоставляет доверенность на осуществление платежа органа Государственного казначейства Украины, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, определенным пунктом 5 части первой статьи 4 настоящего Кодекса .

2. Государственное казначейство Украины осуществляет платежи за поручениями распорядителей бюджетных средств в случае:

  1. наличия соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете исполнения бюджета;
  2. наличия утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);
  3. наличия у распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований.

Статья 50. Возврат кредитов в бюджет

1. В случае предоставления кредитов из бюджета у заемщиков возникает задолженность перед бюджетом. С момента предоставления кредитов из бюджета на сумму полученных из бюджета средств права кредитора и право требовать от заемщиков возврата таких кредитов в бюджет в полном объеме переходят к государству (Автономной Республики Крым, территориальной общины).

Исковая давность по требованиям относительно погашения такой задолженности не распространяется.

2. Органы государственной налоговой службы Украины определяются органами взыскания просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым, территориальной общиной) по кредитам из бюджета.

Статья 51. Особенности осуществления отдельных расходов бюджета

1. Руководители бюджетных учреждений содержат численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения) , утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.

2. Расходы на бесплатное или льготное материальное и бытовое обеспечение, на которое согласно законодательству Украины имеют право отдельные категории работников бюджетных учреждений, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава (кроме категорий, льготы которым предусматриваются пунктом "й" части первой статьи 77 Основ законодательства Украины о здравоохранение, частью четвертой статьи 29 Основ законодательства Украины о культуре, абзацем первым части четвертой статьи 57 Закона Украины "Об образовании"), а также в части медицинской помощи и санаторно-курортного лечения и отдыха для оздоровления - члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, пенсионеры из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и члены их семей, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований на функционирование этих бюджетных учреждений.

К таким расходам относятся: обеспечение форменной одеждой, вещевым имуществом, служебным обмундированием, обеспечение бесплатной медицинской помощью; предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха для оздоровления; предоставление жилого помещения или выплата денежной компенсации за поднаем (наем) жилого помещения, снижение платы за пользование жильем (квартирной платы), топливом, телефоном и платы за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия); бесплатный проезд и перевозку багажа; бесплатное установление квартирной охранной сигнализации и пользование ею; бесплатное отправление и получение писем военнослужащими срочной службы.

3. Распорядители бюджетных средств обеспечивают в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, которые потребляются бюджетными учреждениями, и заключают договоры по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления .

4. При наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной платы (денежного обеспечения), стипендий, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи за другими мероприятиями, связанными с функционированием бюджетных учреждений (кроме защищенных расходов бюджета, определенных статьей 55 этого Кодекса), до погашения такой задолженности.

5. При предоставлении льгот и осуществлении расходов из бюджета по их выплаты к членам семьи льготника относятся: жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет); неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II группы или инвалидами I группы; лицо, проживающее вместе с инвалидом войны I группы и присматривает за ним, при условии что инвалид войны не состоит в браке; нетрудоспособные родители; лицо, находящееся под опекой или попечительством гражданина, имеющего право на льготы, и проживает вместе с ним.

6. Вступление в международные организации и присоединении к международным договорам, условия членства в которых предусматривают уплату взносов или осуществления каких-либо других выплат за счет средств государственного бюджета, осуществляются на основании соответствующих объемов, определенных на эти цели в законе о Государственном бюджете Украины, и в порядке , определенном Законом Украины "О международных договорах Украины".

7. Расходы, связанные с функционированием иностранных дипломатических учреждений Украины, включая расходы на содержание их работников (кроме военных атташе), осуществляются исключительно через Министерство иностранных дел Украины.

8. Если фактический объем собственных поступлений по специальному фонду сметы бюджетного учреждения меньше плановых показателей, учитываемых в специальном фонде ее сметы, распорядитель бюджетных средств обязан до окончания бюджетного периода внести изменения в специальный фонд сметы по уменьшению собственных поступлений и расходов с учетом ожидаемого выполнения специального фонда сметы в соответствующем бюджетном периоде. Распорядители бюджетных средств благоустраивают бюджетные обязательства с учетом внесенных изменений в специальный фонд сметы.

9. Если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей.

Если такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет 50 процентов средств на мероприятия, которые осуществляются за счет соответствующих поступлений и 50 процентов средств - на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.

В таком случае распорядитель бюджетных средств осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета.

Глава 9. Изменения в законе о государственном бюджете Украины

Статья 52. Порядок внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины

1. Изменения в закон о Государственном бюджете Украины могут вноситься в случае отклонения оценки основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины и поступлений бюджет от прогноза, учтенного при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период, а также изменения структуры расходов государственного бюджета и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Министерство финансов Украины осуществляет ежемесячную оценку соответствия поступлений государственного бюджета показателям, установленным Государственным бюджетом Украины. Кабинет Министров Украины осуществляет ежеквартальную оценку соответствия основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины показателям, учтенным при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период.

2. Рассмотрение проекта закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины в Верховной Раде Украины осуществляется по процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.

Статья 53. Перевыполнение поступлений Государственного бюджета Украины

1. Факт перевыполнения поступлений государственного бюджета признается на основании официальных заключений Министерства финансов Украины о выполнении Государственного бюджета Украины по итогам трех кварталов при превышении показателей поступлений государственного бюджета, учтенных в росписи государственного бюджета на соответствующий период, больше чем на 15 процентов. Такие выводы подаются Верховной Раде Украины до 15 октября текущего года.

2. Кабинет Министров Украины в течение двух недель со дня объявления указанных официальных выводов обязанный подать Верховной Раде Украины соответствующий проект закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины. При этом поступления государственного бюджета, превышающие учтенные в законе о Государственном бюджете Украины соответствующие показатели, направляемых на реализацию приоритетных инвестиционных программ (проектов), одобренных в установленном законодательством порядке, и осуществления мероприятий, связанных с проведением социальных реформ.

Статья 54. Сокращение расходов и кредитования общего фонда Государственного бюджета Украины

1. Если по результатам месячного отчета о выполнении общего фонда Государственного бюджета Украины окажется, что полученных поступлений государственного бюджета недостаточно для осуществления бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетными назначениями с учетом предельного объема дефицита (профицита), утвержденного законом о Государственном бюджете Украины, Министр финансов Украины может вносить изменения к росписи Государственного бюджета Украины по общему фонду в целях обеспечения сбалансированности поступлений и расходов государственного бюджета с соблюдением предельного объема годового дефицита (профицита) государственного бюджета.

2. Если по результатам квартального отчета об исполнении Государственного бюджета Украины имеет место недополучения поступлений общего фонда Государственного бюджета Украины более чем на 15 процентов суммы, предусмотренной росписью государственного бюджета на соответствующий период, Министерство финансов Украины готовит предложения о внесении изменений в Государственный бюджет Украины. Кабинет Министров Украины, рассмотрев эти предложения, подает в Верховную Раду Украины разработанный на их основе проект закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины не позднее двух недель со дня подачи предложений Министерством финансов Украины.

Статья 55. Защищенные расходы бюджета

1. Защищенными расходами бюджета признаются расходы общего фонда бюджета, объем которых может меняться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений.

2. Защищенными расходами Государственного бюджета Украины определяются расходы общего фонда на:

  • оплату труда работников бюджетных учреждений;
  • начисления на заработную плату;
  • приобретение медикаментов и перевязочных материалов;
  • обеспечение продуктами питания;
  • оплату коммунальных услуг и энергоносителей;
  • обслуживание государственного долга;
  • текущие трансферты населению;
  • текущие трансферты местным бюджетам;
  • подготовку кадров высшими учебными заведениями I-IV уровней аккредитации;
  • обеспечение инвалидов техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения для индивидуального пользования;
  • фундаментальные исследования, прикладные научные и научно-технические разработки;
  • работы и мероприятия, осуществляемые на выполнение Общегосударственной программы снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему и работы по усилению барьерных функций зоны отчуждения.

Глава 10. Бухгалтерский учет и отчетность об исполнении государственного бюджета Украины

Статья 56. Ведение бухгалтерского учета выполнения Государственного бюджета Украины

1. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов осуществляется Министерством финансов Украины, которое координирует деятельность Государственного казначейства Украины и согласовывает его нормативно-правовые акты по этим вопросам.

2. Бухгалтерский учет всех операций относительно выполнения Государственного бюджета Украины осуществляют органы Государственного казначейства Украины в порядке, установленном Государственным казначейством Украины. Этот учет должен отображать все активы и обязательства государства.

Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, которые утверждаются Министерством финансов Украины, а также других нормативно-правовых актов о ведении бухгалтерского учета.

Порядок ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины соответственно национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета по согласованию с Министерством финансов Украины.

3. Задача и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях - главного бухгалтера и требования по его профессионально-квалификационного уровня определяются Кабинетом Министров Украины.

Назначение и увольнение главного бухгалтера бюджетного учреждения осуществляются по согласованию с Государственным казначейством Украины соответственно законодательству о труде с учетом типовых профессионально-квалификационных характеристик главного бухгалтера бюджетного учреждения, утвержденных Кабинетом Министров Украины.

4. Все поступления бюджет и расходы бюджета учитываются в валовых показателях независимо от того, предусматривается ли не предусматривается в бюджетных назначениях взаимозачеты этих показателей.

5. Все поступления бюджета и расходы бюджета должны отражаться на счетах в хронологическом порядке в соответствии с установленной законодательством процедурой. Все бухгалтерские записи должны подтверждаться документально.

Статья 57. Порядок закрытия счетов после окончания бюджетного периода

1. Не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода или последнего дня иного бюджетного периода Государственное казначейство Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде для выполнения бюджета. Порядок закрытия счетов текущего бюджетного периода и открытия счетов следующего бюджетного периода определяется Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины. В исключительных обстоятельств Министр финансов Украины может определить другой срок закрытия счетов, который должен наступить не позднее чем через пять рабочих дней после окончания бюджетного периода.

Остатки средств государственного бюджета на конец бюджетного периода учреждений Украины, которые функционируют за рубежом, на счетах, открытых в банковских учреждениях стран их местонахождения, хранящихся на таких счетах для осуществления расходов в следующем бюджетном периоде согласно смет.

2. На конец бюджетного периода Государственное казначейство Украины сохраняет остатки средств на счетах специального фонда государственного бюджета для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. В случае отсутствия соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда перечисляются в общий фонд бюджета.

Бюджетные обязательства по бюджетным программам специального фонда государственного бюджета, не предусмотренными проектом закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, представленным на рассмотрение в Верховную Раду Украины, главные распорядители бюджетных средств обязаны выполнить до конца текущего бюджетного периода в пределах и за счет соответствующих фактических поступлений в специальный фонд бюджета, не допуская наличия таких обязательств кредиторской задолженности на начало следующего бюджетного периода.

3. Все поступления и расходы записываются в том бюджетном периоде, в котором они осуществлены.

Статья 58. Отчетность об исполнении Государственного бюджета Украины

1. Отчетность об исполнении Государственного бюджета Украины (смет бюджетных учреждений) включает финансовую и бюджетную отчетность.

Финансовая отчетность бюджетных учреждений состоит согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и по формам, утверждаемым Министерством финансов Украины.

Порядок заполнения форм финансовой отчетности бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.

Бюджетная отчетность отражает состояние выполнения бюджета, содержит информацию в разрезе бюджетной классификации.

Формы бюджетной отчетности бюджетных учреждений и органов Государственного казначейства Украины и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.

2. Сведение, составление и представление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины осуществляются Государственным казначейством Украины.

Государственное казначейство Украины обеспечивает достоверность информации о выполнении Государственного бюджета Украины.

3. Главный бухгалтер бюджетного учреждения обеспечивает составление и представление финансовой и бюджетной отчетности в соответствии с установленными требованиями.

4. Отчетность об исполнении Государственного бюджета Украины является оперативной, месячной, квартальной и годовой.

Статья 59. Месячный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины

1. Месячный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины подается Государственным казначейством Украины Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

2. Сводные показатели отчетов об исполнении бюджетов, информация об исполнении защищенных расходов Государственного бюджета Украины, информация об использовании средств из резервного фонда государственного бюджета, информация о перечне осуществленных операций с государственным долгом, информация о предоставлены государственные гарантии подаются Государственным казначейством Украины Верховной Раде Украины, Президенту Украины , Кабинета Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Отчет о бюджетной задолженности подается не позднее 1 числа второго месяца, следующего за отчетным.

3. Месячный отчет о фактических поступлениях налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета, месячный отчет о налоговом долге и о суммах излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщиков (в отраслевом и территориальном разрезе и в разрезе источников доходов и форм собственности) , подаются органами, контролирующими взимания поступлений бюджета, Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины и Министерству финансов Украины не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Статья 60. Квартальный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины

1. Квартальный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины подается Государственным казначейством Украины Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины не позднее 35 дней после окончания отчетного квартала.

2. Квартальный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины включает:

  1. отчет о финансовом состоянии (баланс) Государственного бюджета Украины;
  2. отчет о финансовых результатах выполнения Государственного бюджета Украины;
  3. отчет о движении денежных средств;
  4. отчет о выполнении Государственного бюджета Украины (включая отчеты о выполнении показателей по форме приложений к закону о Государственном бюджете Украины);
  5. отчет о состоянии государственного долга;
  6. сводные показатели отчетов об исполнении бюджетов;
  7. отчет об операциях по государственных гарантийных обязательств;
  8. информацию об осуществленных операциях с государственным долгом;
  9. информацию о предоставленных государственных гарантиях;
  10. объяснения относительно состояния выполнения показателей Государственного бюджета Украины и местных бюджетов за отчетный период.

3. Органы, контролирующие взимания поступлений бюджета, подают Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины и Министерству финансов Украины информацию о потерях доходов бюджета вследствие налоговых льгот не позднее 50 дней после окончания квартала (не позднее 70 дней после окончания года), а также о суммах списанного налогового долга (в отраслевом и территориальном разрезе и в разрезе источников доходов и форм собственности) и о рассроченные и отсроченные суммы налогового долга и денежных обязательств налогоплательщиков не позднее 35 дней после окончания квартала.

4. Министерство финансов Украины в двухнедельный срок после получения квартального отчета об исполнении Государственного бюджета Украины в текущем бюджетном периоде представляет Комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета информацию о выполнении текстовых статей закона о Государственном бюджете Украины.

Статья 61. Годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины

1. Годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины подается Кабинетом Министров Украины Верховной Раде Украины, Президенту Украины и Счетной палате не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

2. Годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины включает:

  1. отчет о финансовом состоянии (баланс) Государственного бюджета Украины;
  2. отчет о выполнении Государственного бюджета Украины (включая отчеты о выполнении показателей по форме приложений к закону о Государственном бюджете Украины);
  3. отчет о финансовых результатах выполнения Государственного бюджета Украины;
  4. отчет о движении денежных средств;
  5. отчет о собственном капитале;
  6. информацию о выполнение защищенных расходов Государственного бюджета Украины;
  7. отчет о бюджетной задолженности;
  8. отчет об использовании средств из резервного фонда государственного бюджета;
  9. отчет о состоянии государственного долга;
  10. отчет об операциях по государственных гарантийных обязательств;
  11. сводные показатели отчетов об исполнении бюджетов;
  12. информацию о выполнении местных бюджетов, включая информацию о состоянии местного долга;
  13. информацию об осуществленных операциях с государственным долгом;
  14. информацию о предоставленных государственных гарантиях;
  15. информацию о достижении намеченной цели, задач и результативных показателей главными распорядителями средств государственного бюджета в пределах бюджетных программ;
  16. информацию о выполнении текстовых статей закона о Государственном бюджете Украины;
  17. иную информацию, признанную Кабинетом Министров Украины необходимой для объяснения отчета.

Статья 62. Рассмотрение годового отчета об исполнении закона о Государственном бюджете Украины

1. Счетная палата в течение двух недель со дня официального представления Кабинетом Министров Украины годового отчета об исполнении закона о Государственном бюджете Украины готовит и представляет Верховной Раде Украины заключения об использовании средств Государственного бюджета Украины с оценкой эффективности такого использования, а также предложения по устранению нарушений, выявленных в отчетном бюджетном периоде, и совершенствование бюджетного процесса в целом.

2. Рассмотрение в Верховной Раде Украины годового отчета об исполнении закона о Государственном бюджете Украины осуществляется по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.